Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 13.05.2025 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Litera»:
Название: «Образ пустыни в шанхайском поэтическом сборнике «Остров» (1946)»
Автор(ы): Зыкова Г.В., Ли Л.

Рецензия на статью
"Образ пустыни в шанхайском поэтическом сборнике «Остров» (1946)"


Предмет исследования рецензируемой статьи, на мой взгляд, достаточно узок, но и такой вариант возможет. Автор анализирует образ пустыни в шанхайском поэтическом сборнике «Остров». Вначале работы отмечено, что в ««Остров» включили стихи девяти поэтов: Н. Петереца, Н. Щеголева, В. Перелешина, Л. Андерсен, Л. Хаиндровой, Ю. Крузенштерн-Петерец, М. Коростовец, В. Иевлевой, В. Померанцева». Цельность оценки сборника не вызывает сомнений, «Остров» чаще всего в критике рассматривается единым текстом, хотя и разбитым на разделы: «как литературное явление, своеобразное художественное целое сборник «Остров» анализируется нечасто. Так, О. Бакич, автор первой подробной работы о нем, дает характеристику художественной манеры каждого из девяти поэтов по отдельности. Между тем композиция сборника, который состоял не из отдельных авторских подборок, а из разделов, посвященных определенным темам, предполагает: важно взаимодействие разных голосов». Стоит согласиться с данным высказыванием, признать тезис объективным. В статье дается хорошая, информационная справка об «Острове». Удачны приведены, например, композиционные особенности: «сборник состоит из 20 разделов: «Дым», «Карусель», «Кольцо», «Камея», «Светильник», «Море», «Химера», «Пустыня», «Ангелы», «Феникс», «Сквозь цветное стекло», «Кошка», «Достоевский», «Россия», «Дом», «Зеркало», «Колокол», «Мы плетем кружева», «Поэт», «Джиоконда». Структура сборника связана с литературной игрой: члены «Пятницы» писали стихи на заданные темы (эти темы придумывались участниками игры). Как замечает Бакич, «темы были не случайны, а <…> значительны по смыслу. Некоторые <…> имеют традицию в русской поэзии и предполагают высокое значение. Другие <…> содержат потенциал философских размышлений». Автор, как видим, старается полновесно раскрыть тему (частный вариант), при этом не нивелировать общий план рецепции. Стиль работы соотносится с научным типом. Термины и понятия, которые используются в ходе статьи, унифицированы: например, «если искать литературные реминисценции — а их присутствие весьма вероятно, если учесть, насколько пустыня — традиционный поэтический мотив, то можно допустить, что образ «облака-верблюда» у Перелешина (а это здесь лейтмотив: «В небе облачными я любуюсь кочевьями — Широко, как верблюды, идут облака <…> И в былое дорогою плыть караванною / На горбатом баюкающем корабле <…> Я к тебе ухожу — и качаюсь размеренно, / Этим зноем и ветром песчаным дыша») — пересказанная с новыми, серьезными интонациями шутка Гамлета («Вы видите вон то облако, почти что вроде верблюда?»)» и т.д. Как видим, примеров / иллюстративного фона достаточно, работа с текстами идет филологически верно. Следовательно, методы анализа выбраны правильно, автору удается подчеркнуть смысловую важность образа «пустыни» в сборнике «Остров». Считаю, что тема статьи раскрывается не поверхностно, погружение в суть / спектр (история – культура – литература) правомерно: «для раздела «Пустыня» дали свои стихи все девять поэтов сборника, что свидетельствует об особом отношении авторов к этому образу. Собственно пустыни Востока, близкие к тем землям, где оказались русские поэты, наиболее прямым образом представлены в стихотворении В. Померанцева, где появляются образы великих завоевателей прошлого («Но сон или явь — не проверить под бубнами бури: / Сквозь ливень камней, меж изъеденных временем скал / Огромный и рыжий, косматые брови нахмурив, / Чингиз на гнедом иноходце вблизи проскакал»). Возможно, это стихотворение появилось под влиянием представлений о «угрозе с Востока», представлений о будущих военных конфликтах между Востоком и Западом» и т.д. Автор приходит к выводу, что «несмотря на существенные различия индивидуальных поэтических манер, стихи раздела объединены темой скитаний, которая для эмигрантов имела очевидно автобиографический характер», «особое (прежде всего географическое) положение поэтов «восточной ветви» определило возможность взаимодействия условного, символического значения традиционного поэтического образа — и реальности, исторической, географической, этнографической…». Синкретическая природа сборника «Остров», действительно, налична, в этом, пожалуй, и заключается интерес исследователей к этой книге. Основные требования издания учтены, материал интересен, актуален, его можно использовать в вузовской практике. Рекомендую статью «Образ пустыни в шанхайском поэтическом сборнике «Остров» (1946)» к публикации в научном журнале «Litera».


Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код