Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 28.10.2021 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «PHILHARMONICA. International Music Journal»:
Название: «Личность и творчество А. Паскулли в контексте западноевропейского музыкального искусства XIX века »
Автор(ы): Норбу Л.О., Холодова М.В.
Рецензия на статью
"Личность и творчество А. Паскулли в контексте западноевропейского музыкального искусства XIX века "
Статья «Личность и творчество А. Паскулли в контексте западноевропейского музыкального искусства XIX века» посвящена творческой деятельности выдающегося музыканта.
Методология исследования весьма разнообразна и включает целый комплекс методов: сравнительно-исторический, аналитический, описательный во всем их многообразии.
Работа обладает большой актуальностью. Как справедливо отмечает сам автор: «На сегодняшний день в отечественном музыкознании отсутствуют работы, связанные с личностью и творчеством итальянского мастера, за исключением двух публикаций, посвященных исполнительскому анализу его концерта-фантазии на темы из оперы Г. Доницетти «Фаворитка» [1; 2]. Биография Паскулли в отечественной научной литературе исчерпывается двумя абзацами в музыкальных энциклопедиях. Существующие работы зарубежных исследователей еще не переведены на русский язык и не получили какого-либо освещения в отечественных изданиях». Научная новизна статьи бесспорна.
Стиль, структура и содержание работы указывают на то, что перед нами - серьезное научное исследование, обладающее рядом несомненных достоинств: информативностью, четкой структурой, научной доказательностью, логичностью, неповторимым авторским стилем.
В качестве небольшого замечания хотелось бы отметить, что автору не следовало бы самостоятельно отмечать актуальность и научную новизну своей работы, равно как и формулировать предмет статьи. Также лишними являются два последних абзаца, и мы рекомендуем автору их сократить.
Отметим ряд положительных моментов. Как уже отмечалось, в своей четко структурированной статье автор подробно приводит биографические факты из жизни А. Паскулли и формулирует его вклад в музыкальную культуру: «Возвращаясь к биографии итальянского мастера, необходимо особо выделить в хронографе 1877 год, когда Паскулли выиграл престижный конкурс на должность директора и дирижера Муниципального музыкального коллектива Палермо. Ему он посвятил бóльшую часть дальнейшей творческой деятельности, сделал всё возможное, чтобы поднять вверенный оркестр на высокий уровень, организовывал регулярные мастер-классы по повышению профессионального мастерства коллектива, добился отдельного помещения, а позже и отдельного концертного зала для выступлений. Творческие программы муниципального оркестра, нацеленные на популяризацию современной музыки, включали произведения К. Дебюсси, Э. Грига, Р. Вагнера, Я. Сибелиуса и других. Усилиями Паскулли оркестр уже через несколько лет работы стал одним из ведущих коллективов Италии».
Он подробно пишет о педагогической деятельности А. Паскулли: «Оказавшись педагогом по призванию, Паскулли специально создал для своих подопечных ряд художественно-инструктивных произведений, получивших широкое распространение в консерваториях Италии и Европы (Милане, Брюсселе, Пезаро и др.) в качестве методических пособий по технологии игры на гобое. Среди них особой популярностью пользовались 15 Каприсов для гобоя, «Raccolta progressiva di scale, esercizi» («Прогрессивные этюды в сопровождении фортепиано»), а также «E melodie» («Мелодии»), представляющий собой сборник упражнений и мелодий в трех томах, который содержит не только оригинальные пьесы Паскулли для гобоя, но и его же собственные транскрипции сочинений композиторов разных эпох — Баха, Шопена, Мендельсона, Шумана, Бетховена».
Автор делает правильные и серьезные выводы: «Обращаясь к творческому наследию итальянского гобоиста, можно утверждать, что он шёл «в ногу со временем». Как известно, в XIX веке формируется новый тип музыканта — «виртуоз-композитор» (термин И. М. Ямпольского). Органично встраиваясь в общие тенденции романтического искусства, выработавшего особый род «красочно-декоративной» виртуозности (достаточно вспомнить имена выдающихся исполнителей-виртуозов той эпохи — Ф. Листа, Н. Паганини, Н. Каваллини и др.), Паскулли существенно обогатил художественный репертуар для гобоя и английского рожка, максимально расширив выразительные и технические возможности инструментов. Излюбленной сферой его «высказывания» стал жанр фантазии на оперные темы — жанр чрезвычайно популярный в композиторской практике второй половины XIX века. На сегодняшний день в списке Паскулли значится двенадцать фантазий из предполагаемых четырнадцати (две рукописи утеряны), которые написаны на темы популярных тогда итальянских опер — «Фаворитка», «Гугеноты», «Трубадур», «Вильгельм Телль, «Бал-маскарад», «Сицилийская вечерня», «Любовный напиток», «Травиата» и др.»
Библиография данного исследования является весьма внушительной и разносторонней, представлена рядом интересных источников, в т.ч. иностранных, оформлена корректно. Апелляция к оппонентам достаточна и сделана на высоком профессиональном уровне.
Выводы, как уже отмечалось, сделаны серьезные и обширные.
На наш взгляд, статья будет интересна как профессионалам в области изучения музыки, так и всем тем, кто интересуется зарубежной музыкой.
Методология исследования весьма разнообразна и включает целый комплекс методов: сравнительно-исторический, аналитический, описательный во всем их многообразии.
Работа обладает большой актуальностью. Как справедливо отмечает сам автор: «На сегодняшний день в отечественном музыкознании отсутствуют работы, связанные с личностью и творчеством итальянского мастера, за исключением двух публикаций, посвященных исполнительскому анализу его концерта-фантазии на темы из оперы Г. Доницетти «Фаворитка» [1; 2]. Биография Паскулли в отечественной научной литературе исчерпывается двумя абзацами в музыкальных энциклопедиях. Существующие работы зарубежных исследователей еще не переведены на русский язык и не получили какого-либо освещения в отечественных изданиях». Научная новизна статьи бесспорна.
Стиль, структура и содержание работы указывают на то, что перед нами - серьезное научное исследование, обладающее рядом несомненных достоинств: информативностью, четкой структурой, научной доказательностью, логичностью, неповторимым авторским стилем.
В качестве небольшого замечания хотелось бы отметить, что автору не следовало бы самостоятельно отмечать актуальность и научную новизну своей работы, равно как и формулировать предмет статьи. Также лишними являются два последних абзаца, и мы рекомендуем автору их сократить.
Отметим ряд положительных моментов. Как уже отмечалось, в своей четко структурированной статье автор подробно приводит биографические факты из жизни А. Паскулли и формулирует его вклад в музыкальную культуру: «Возвращаясь к биографии итальянского мастера, необходимо особо выделить в хронографе 1877 год, когда Паскулли выиграл престижный конкурс на должность директора и дирижера Муниципального музыкального коллектива Палермо. Ему он посвятил бóльшую часть дальнейшей творческой деятельности, сделал всё возможное, чтобы поднять вверенный оркестр на высокий уровень, организовывал регулярные мастер-классы по повышению профессионального мастерства коллектива, добился отдельного помещения, а позже и отдельного концертного зала для выступлений. Творческие программы муниципального оркестра, нацеленные на популяризацию современной музыки, включали произведения К. Дебюсси, Э. Грига, Р. Вагнера, Я. Сибелиуса и других. Усилиями Паскулли оркестр уже через несколько лет работы стал одним из ведущих коллективов Италии».
Он подробно пишет о педагогической деятельности А. Паскулли: «Оказавшись педагогом по призванию, Паскулли специально создал для своих подопечных ряд художественно-инструктивных произведений, получивших широкое распространение в консерваториях Италии и Европы (Милане, Брюсселе, Пезаро и др.) в качестве методических пособий по технологии игры на гобое. Среди них особой популярностью пользовались 15 Каприсов для гобоя, «Raccolta progressiva di scale, esercizi» («Прогрессивные этюды в сопровождении фортепиано»), а также «E melodie» («Мелодии»), представляющий собой сборник упражнений и мелодий в трех томах, который содержит не только оригинальные пьесы Паскулли для гобоя, но и его же собственные транскрипции сочинений композиторов разных эпох — Баха, Шопена, Мендельсона, Шумана, Бетховена».
Автор делает правильные и серьезные выводы: «Обращаясь к творческому наследию итальянского гобоиста, можно утверждать, что он шёл «в ногу со временем». Как известно, в XIX веке формируется новый тип музыканта — «виртуоз-композитор» (термин И. М. Ямпольского). Органично встраиваясь в общие тенденции романтического искусства, выработавшего особый род «красочно-декоративной» виртуозности (достаточно вспомнить имена выдающихся исполнителей-виртуозов той эпохи — Ф. Листа, Н. Паганини, Н. Каваллини и др.), Паскулли существенно обогатил художественный репертуар для гобоя и английского рожка, максимально расширив выразительные и технические возможности инструментов. Излюбленной сферой его «высказывания» стал жанр фантазии на оперные темы — жанр чрезвычайно популярный в композиторской практике второй половины XIX века. На сегодняшний день в списке Паскулли значится двенадцать фантазий из предполагаемых четырнадцати (две рукописи утеряны), которые написаны на темы популярных тогда итальянских опер — «Фаворитка», «Гугеноты», «Трубадур», «Вильгельм Телль, «Бал-маскарад», «Сицилийская вечерня», «Любовный напиток», «Травиата» и др.»
Библиография данного исследования является весьма внушительной и разносторонней, представлена рядом интересных источников, в т.ч. иностранных, оформлена корректно. Апелляция к оппонентам достаточна и сделана на высоком профессиональном уровне.
Выводы, как уже отмечалось, сделаны серьезные и обширные.
На наш взгляд, статья будет интересна как профессионалам в области изучения музыки, так и всем тем, кто интересуется зарубежной музыкой.
Директор Национального института
научного рецензирования
научного рецензирования
Д.В. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"
