Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 27.12.2020 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Международное право»:
Название: «Потенциал Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия для решения природоохранных задач на объекте всемирного наследия «озеро Байкал». »
Автор(ы): Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.

Рецензия на статью
"Потенциал Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия для решения природоохранных задач на объекте всемирного наследия «озеро Байкал». "


Предмет исследования
Предметом исследования являются правовые нормы Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. в части возможности их применения к озеру Байкал, а также положения иных документов, сопряженных с рассматриваемой тематикой.
Методология исследования
В статье использованы формально-юридический, системно-структурный, прогностический, сравнительный, исторический методы, а также методы анализа, синтеза, аналогии.
Актуальность
Актуальность тематики не вызывает сомнений ввиду сохраняющихся проблем (рисков), связанных с разработкой и реализацией мер экологического, социально-экономического, правового (наднационального, национального, субнационального) характера.

Научная новизна
Научная новизна в статье усматривается в части авторских доводов о возможном применении инструментария вышеназванной Конвенции к озеру Байкал, а также корреспондирующих собственных выводов об актуальных и перспективных (возможных) рисках (угрозах) озеру Байкал.

Стиль, структура, содержание
Стиль статьи соответствует обычно применяемым требованиям к публикациям юридического жанра. Уровень владения юридической терминологии достаточно высокий. Нековенциональных выражений не зафиксировано.
Структура
Структура статьи выстроена логично, доводы и выводы автора корреспондируют друг другу. Вместе с тем выявлены отдельные нюансы, на которые представляется целесообразным обратить внимание. Необходимо раскрыть содержание аббревиатуры «БПТ» при первом ее упоминании, также следует пояснить связку проблематики реализации Монголией проектов развития на Селенге с озером Байкал в первом случае упоминания об этом. В некоторых местах работы слово «Конвенция» написано с маленькой буквы; следовало бы скорректировать предложение «Вышеуказанные проекты по строительству, по сведения деловой прессы» таким образом: «По сведениям деловой пресс, вышеуказанные проекты строительства…». Желательно сделать соответствующие сноски в части работы, посвященной обращению Комитета Всемирного наследия к РФ с просьбой о проведении стратегической оценки всех планов развития особых экономических зон, включая проекты строительства туристской инфраструктуры в пределах Байкальской природной территории.
Содержание
В целом содержание статьи отличается убедительной проработанностью материала. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на следующие аспекты:
1. Автор практически не обращается к корреляциям Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и национального законодательства РФ (в частности, ФЗ «Об охране озера Байкал», ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» при условии, что это необходимо для того, чтобы выстроить комплексное (целостное) видение актуального состояния проблематики. В принципе ничего не говорится о мерах поддержки, реализуемых на уровне субъектов РФ, в том числе экологического, социально-экономического характера (при условии, что уровне регулирования субъектов РФ предусматривается).
2. Принимая во внимание, что в 2020 году завершается период реализации мероприятий ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» следовало бы как-то об этом сказать, выразить свое отношение к кругу реализуемых (реализованных) мер.
3. Хотелось бы узнать мнение автора о подходе, в соответствии с которым в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, допускается включение объектов без согласия государств, на территории которых они находятся.
4. Целесообразно было бы усилить аргументацию того, что никакие репутационные издержки, связанные с включением объектов в Список объектов, находящихся под угрозой, не могут служить основанием для того, чтобы наращивать экологические и иные риски в условиях недостаточности собственных резервов у государства.
Библиография
Библиографический список в целом достаточен. Вместе с тем автор практически не приводит позиций других исследователей.
Апелляция к оппонентам
Апелляционный блок не выявлен.
Выводы, интерес читательской аудитории
Статья в целом тщательно проработана, содержит интересный материал, отражает актуальную проблематику, содержит признаки новизны. В этой связи, считаю, что статья может быть опубликована, представляет интерес для читателей.


Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код