Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 23.07.2019 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Культура и искусство»:
Название: «Травестирование культового образа Ленина в постсоветском кино на материале фильмов "Комедия строгого режима"и "Деревня Хлюпово выходит из союза"»
Автор(ы): Шелест В.В.
Рецензия на статью
"Травестирование культового образа Ленина в постсоветском кино на материале фильмов "Комедия строгого режима"и "Деревня Хлюпово выходит из союза""
В журнал «Культура и искусство» автор представил статью, в которой поднимается вопрос об исследовании феномена травестирования культового образа Ленина в постсоветском кино на материале фильмов «Комедия строгого режима» и «Деревня Хлюпово выходит из союза».
Автор полагает, формулируя проблему своего исследования, что культ Ленина в начале XX века складывался двумя путями: «снизу», ещё при жизни вождя, когда простодушные крестьяне размещали портреты Ильича в иконостасах рядом с Богородицей, и «сверху» — сразу после его смерти. Официальный посмертный культ Ленина формировался как сплав идеологии и религиозного мистицизма. Его теоретическое обоснование заложили А. В. Луначарский, Л. Б. Красин и В. Д. Бонч-Бруевич. Кроме того, по выражению автора, философскую доктрину иммортализма, основанную на стремлении избежать смерти или по крайней мере достичь неограниченного долголетия, на рубеже XIX — XX веков разделяли многие философы, писатели и общественные деятели. Среди них нужно назвать оригинального русского мыслителя Н. Ф. Фёдорова (1829–1903), который утверждал, что смерть — эта «слепая сила природы» — совсем н嬬 обязательна, что человек постепенно силой нарастающих знаний и умений в состоянии будет преодолеть её. Эти взгляды разделял Л. Б. Красин, который, так же как и Фёдоров, был убеждён, что рано или поздно учёные научатся воскрешать мёртвых, поэтому он настаивал на необходимости сохранения тела Ленина.
Таким образом, поставленная цель статьи — на материале фильмов «Комедия строго режима» и «Деревня Хлюпово выходит из союза» доказать, что стилистический приём травестирования используется кинематографистами постсоветского периода, чтобы подвергнуть развенчанию и осмеянию культовый образ Ленина, созданный основоположниками светской ленинианы.
Между тем в статье подчеркивается автором, что художественный образ Ленина создавался по заказу большевистской власти в 1937 году в период уже сложившегося культа Сталина и изначально был подвергнут идеологическим искажениям. Изначально Ленину было отведено определённое место и роль в истории — быть организатором революционного переворота и оттенять фигуру Сталина — создателя советского государства.
Рассматривая специфику обозначенного предмета исследования, автор специально подчеркивает важность анализа проблемы. Отмечается при этом, что термин травестирование (от итальянского travestire, что означает «переодевание») имеет в данной статье широкое толкование как переделывание, переиначивание, пародия, связывая, таким образом, травестирование не только со сменой облика, но и с карнавальной стихией.
На этом фоне странным выглядит формулировка новизны: «Новизна исследования в том, что эти картины в таком аспекте ранее никто из исследователей не рассматривал. Практическое значение в том, что статья может послужить фундаментом к дальнейшему исследованию постсоветской ленинианы». Исследователи, может быть, не рассматривали эти фильмы конкретно, но научный дискурс по поводу травестии и т.д. вполне очерчен, поэтому новизна состоит не в том, что кто-то не добрался до этих фильмов, а как предлагаемый анализ вписывается или не вписывается в дискурс.
Интерпретируя результаты исследования, автор указывает на то, что были выявлены различия для каждого социально-демографического параметра. Телесмотрение оказалось важнейшим критерием для вычленения социально-демографических групп и понимания их устойчивости.
Далее автор подробно пересказывает сюжет фильма и заключает: «Сюжет фильма осложнён интригой: одновременно с репетициями спектакля заключённые готовятся к побегу. Они соглашаются принять участие в постановке, чтобы иметь доступ на сцену, через которую проходит вентиляционная труба, ведущая на волю».
Что же касается образа Ленина, то автор статьи отмечает, что главный герой в исполнении Виктора Сухорукова в начале фильма — существо жалкое, невзрачное, как тля, забитое настолько, что неспособно изъясняться членораздельно. При первом появлении на экране он моет сапоги пахану и его приближённым. Получив роль вождя, Плешак несколько воспрянул духом и чутко уловил, что к его герою народ до сих пор питает уважение, как к самому главному «авторитету» в стране. Прозрению способствует чтение трудов Ленина в тюремной библиотеке, особенно окрыляет героя идея вождя, что каждая кухарка может научиться управлять государством, «но не каждый может стать вождём!» — осознаёт Плешак, обретает новое дыхание и свершает первый революционный переворот в зоне. На правах лидера он возглавляет группу заговорщиков, буквально пожертвовав зубами в жестокой драке, т.е. в борьбе за власть.
Как полагает автор статьи, в художественном тексте фильма обнаруживается двойная система отражений, ведь тоталитаризм тоже знает свою карнавализацию. Большевики охотно уподобляли себя то святым и апостолам, то парижским якобинцам и робеспьерам, подбирали себе маски и прозвища Сталин, Молотов, Каменев. Сталин со знанием дела не раз разыгрывал ритуал увенчания-развенчания своих жертв, то вознося их к вершинам власти, то беспощадно низвергая оттуда, при этом иезуитски оставляя шанс выкарабкаться. В опасной карнавальной игре в фильме тоже у каждого есть шанс: капитан может получить майора, драматургам могут скостить срок, артисты стремятся сбежать на волю.
При анализе второго фильма автор обращает внимание на то, что в нем развенчивается мифоутопия о построении социализмакоммунизма и окончательно развенчивается миф о Ленине как сакральном образе, предмете поклонения. Он присутствует на экране в нескольких ипостасях: в ожившей картине художника Соколова, в маленьком чугунном бюстике — непременном украшении стола президиума на собраниях. У клуба, как положено, стоит памятник вождю с протянутой вдаль рукой. В клубе на стене за спиной президиума большая репродукция портрета Ленина художника Н. А. Андреева. На дверях в коридоре клуба: с одной стороны плакат со Сталиным, с другой — с Лениным. Так и мелькают, то один, то другой во время колхозного референдума.
Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи?
1. Автор обосновал свою точку зрения, в соответствии с которой художественная специфика русского постмодернизма проявляется в фильмах в их литературоцентричности: поиски истоков образа Зуева-Ленина выводят к персонажам Достоевского, в его типе духовно и нравственно ущербного маленького человека. Таким, по крайней мере, как считает автор статьи, он является в исполнении В. И. Сухорукова.
2. Делается вывод о том, что со временем драматургов всё больше будет привлекать сюжет о феномене превращения заурядного человека в кумира миллионов, провинциального гимназиста — в вождя мирового пролетариата, Брат-близнец Зуева-Плешака появится в пьесе М. Ю. Угарова «Зелёные щёки апреля» (1998 г.), где персонажи популярных антисоветских анекдотов Володенька и Наденька наделяются автором той же уголовной психологией, что и герой Сухорукова, который ещё раз сыграет образ вождя в фильме «Все мои Ленины» (1998 г.). Но это будет уже совсем другой Ленин.
Как видим, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы.
Статья обладает рядом преимуществ, которые позволяют дать положительную рекомендацию данному материалу, в частности, автор раскрыл тему, привел достаточные аргументы в обоснование своей авторской позиции, выбрал адекватную методологию исследования.
Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике и обозначить свой независимый и подкрепленный исследовательскими позициями авторский взгляд на обозначенную проблему. Имеются ссылки на 10 источников.
В связи с указанным выше полагаю, что рецензируемая статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Автор полагает, формулируя проблему своего исследования, что культ Ленина в начале XX века складывался двумя путями: «снизу», ещё при жизни вождя, когда простодушные крестьяне размещали портреты Ильича в иконостасах рядом с Богородицей, и «сверху» — сразу после его смерти. Официальный посмертный культ Ленина формировался как сплав идеологии и религиозного мистицизма. Его теоретическое обоснование заложили А. В. Луначарский, Л. Б. Красин и В. Д. Бонч-Бруевич. Кроме того, по выражению автора, философскую доктрину иммортализма, основанную на стремлении избежать смерти или по крайней мере достичь неограниченного долголетия, на рубеже XIX — XX веков разделяли многие философы, писатели и общественные деятели. Среди них нужно назвать оригинального русского мыслителя Н. Ф. Фёдорова (1829–1903), который утверждал, что смерть — эта «слепая сила природы» — совсем н嬬 обязательна, что человек постепенно силой нарастающих знаний и умений в состоянии будет преодолеть её. Эти взгляды разделял Л. Б. Красин, который, так же как и Фёдоров, был убеждён, что рано или поздно учёные научатся воскрешать мёртвых, поэтому он настаивал на необходимости сохранения тела Ленина.
Таким образом, поставленная цель статьи — на материале фильмов «Комедия строго режима» и «Деревня Хлюпово выходит из союза» доказать, что стилистический приём травестирования используется кинематографистами постсоветского периода, чтобы подвергнуть развенчанию и осмеянию культовый образ Ленина, созданный основоположниками светской ленинианы.
Между тем в статье подчеркивается автором, что художественный образ Ленина создавался по заказу большевистской власти в 1937 году в период уже сложившегося культа Сталина и изначально был подвергнут идеологическим искажениям. Изначально Ленину было отведено определённое место и роль в истории — быть организатором революционного переворота и оттенять фигуру Сталина — создателя советского государства.
Рассматривая специфику обозначенного предмета исследования, автор специально подчеркивает важность анализа проблемы. Отмечается при этом, что термин травестирование (от итальянского travestire, что означает «переодевание») имеет в данной статье широкое толкование как переделывание, переиначивание, пародия, связывая, таким образом, травестирование не только со сменой облика, но и с карнавальной стихией.
На этом фоне странным выглядит формулировка новизны: «Новизна исследования в том, что эти картины в таком аспекте ранее никто из исследователей не рассматривал. Практическое значение в том, что статья может послужить фундаментом к дальнейшему исследованию постсоветской ленинианы». Исследователи, может быть, не рассматривали эти фильмы конкретно, но научный дискурс по поводу травестии и т.д. вполне очерчен, поэтому новизна состоит не в том, что кто-то не добрался до этих фильмов, а как предлагаемый анализ вписывается или не вписывается в дискурс.
Интерпретируя результаты исследования, автор указывает на то, что были выявлены различия для каждого социально-демографического параметра. Телесмотрение оказалось важнейшим критерием для вычленения социально-демографических групп и понимания их устойчивости.
Далее автор подробно пересказывает сюжет фильма и заключает: «Сюжет фильма осложнён интригой: одновременно с репетициями спектакля заключённые готовятся к побегу. Они соглашаются принять участие в постановке, чтобы иметь доступ на сцену, через которую проходит вентиляционная труба, ведущая на волю».
Что же касается образа Ленина, то автор статьи отмечает, что главный герой в исполнении Виктора Сухорукова в начале фильма — существо жалкое, невзрачное, как тля, забитое настолько, что неспособно изъясняться членораздельно. При первом появлении на экране он моет сапоги пахану и его приближённым. Получив роль вождя, Плешак несколько воспрянул духом и чутко уловил, что к его герою народ до сих пор питает уважение, как к самому главному «авторитету» в стране. Прозрению способствует чтение трудов Ленина в тюремной библиотеке, особенно окрыляет героя идея вождя, что каждая кухарка может научиться управлять государством, «но не каждый может стать вождём!» — осознаёт Плешак, обретает новое дыхание и свершает первый революционный переворот в зоне. На правах лидера он возглавляет группу заговорщиков, буквально пожертвовав зубами в жестокой драке, т.е. в борьбе за власть.
Как полагает автор статьи, в художественном тексте фильма обнаруживается двойная система отражений, ведь тоталитаризм тоже знает свою карнавализацию. Большевики охотно уподобляли себя то святым и апостолам, то парижским якобинцам и робеспьерам, подбирали себе маски и прозвища Сталин, Молотов, Каменев. Сталин со знанием дела не раз разыгрывал ритуал увенчания-развенчания своих жертв, то вознося их к вершинам власти, то беспощадно низвергая оттуда, при этом иезуитски оставляя шанс выкарабкаться. В опасной карнавальной игре в фильме тоже у каждого есть шанс: капитан может получить майора, драматургам могут скостить срок, артисты стремятся сбежать на волю.
При анализе второго фильма автор обращает внимание на то, что в нем развенчивается мифоутопия о построении социализмакоммунизма и окончательно развенчивается миф о Ленине как сакральном образе, предмете поклонения. Он присутствует на экране в нескольких ипостасях: в ожившей картине художника Соколова, в маленьком чугунном бюстике — непременном украшении стола президиума на собраниях. У клуба, как положено, стоит памятник вождю с протянутой вдаль рукой. В клубе на стене за спиной президиума большая репродукция портрета Ленина художника Н. А. Андреева. На дверях в коридоре клуба: с одной стороны плакат со Сталиным, с другой — с Лениным. Так и мелькают, то один, то другой во время колхозного референдума.
Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи?
1. Автор обосновал свою точку зрения, в соответствии с которой художественная специфика русского постмодернизма проявляется в фильмах в их литературоцентричности: поиски истоков образа Зуева-Ленина выводят к персонажам Достоевского, в его типе духовно и нравственно ущербного маленького человека. Таким, по крайней мере, как считает автор статьи, он является в исполнении В. И. Сухорукова.
2. Делается вывод о том, что со временем драматургов всё больше будет привлекать сюжет о феномене превращения заурядного человека в кумира миллионов, провинциального гимназиста — в вождя мирового пролетариата, Брат-близнец Зуева-Плешака появится в пьесе М. Ю. Угарова «Зелёные щёки апреля» (1998 г.), где персонажи популярных антисоветских анекдотов Володенька и Наденька наделяются автором той же уголовной психологией, что и герой Сухорукова, который ещё раз сыграет образ вождя в фильме «Все мои Ленины» (1998 г.). Но это будет уже совсем другой Ленин.
Как видим, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы.
Статья обладает рядом преимуществ, которые позволяют дать положительную рекомендацию данному материалу, в частности, автор раскрыл тему, привел достаточные аргументы в обоснование своей авторской позиции, выбрал адекватную методологию исследования.
Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике и обозначить свой независимый и подкрепленный исследовательскими позициями авторский взгляд на обозначенную проблему. Имеются ссылки на 10 источников.
В связи с указанным выше полагаю, что рецензируемая статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Генеральный директор ООО «НБ-Медиа»
В.И. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"
