Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 12.05.2020 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Современное образование»:
Название: «Лучшие школьные инновации в системе общего образования в 2019 году, реализованные при государственной грантовой поддержке»
Автор(ы): Булаева Н.А., Москалёв А.В.

Рецензия на статью
"Лучшие школьные инновации в системе общего образования в 2019 году, реализованные при государственной грантовой поддержке"


Предмет исследования – инновации в системе общего образования Российской Федерации (учебно-методические, практикоориентированные разработки, современные модели обучения, воспитания и развития учащихся), реализованные при государственной грантовой поддержке в 2019 г.

Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением методов анализа, сравнения, обобщения, синтеза.

Актуальность исследования обусловлена важностью развития на современном этапе инновационной деятельности (как в целом, так и в системе образования) и, соответственно, необходимостью исследования инновационных процессов, в том числе на уровне общеобразовательной школы.

Научная новизна исследования не очевидна, автором в явном виде не выделена и, по-видимому, связана с полученными выводами о том, что благодаря государственной поддержке наблюдается положительная динамика инновационного развития субъектов образовательной деятельности, в частности обеспечивается повышение уровня профессионализма педагогов, формирование готовности к инновационной деятельности, личностной подготовки учащихся к инновационной активности и социально ответственному поведению. Данный вывод сформулирован несколько обособленно от содержания основного текста и в целом (реализация инновационной деятельности способствует повышению готовности к инновационной активности) представляется тривиальным.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком. Статья имеет описательный, реферативный характер.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (интенсификация инновационных процессов в современном российском образовании, развитие новой образовательной парадигмы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегическая цель государственной политики в области образования, комплекс мероприятий в сфере образования, задачи системы образования Российской Федерации, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования), Предмет исследования (современные направления инновационных процессов в системе общего образования, стимулирование инновационной деятельности образовательных организаций, формирование у педагогов интереса и склонности к использованию инновационных технологий к профессиональной деятельности, применение информационно-коммуникативных технологий), Методы исследования (государственная поддержка реализации инновационных проектов общеобразовательными организациями, предоставление средств из федерального бюджета на конкурсной основе, гранты победителям конкурсного отбора, 295 инновационных проектов за период 2016–2019 гг., определение основных направлений конкурсного отбора инновационных проектов в 2019 г., анализ отчётных материалов образовательных организаций, информация сайта конкурсшкол.рф), Основные результаты (динамика работы грантополучателей по диссеминации опыта за период 2016–2019 гг., активность в сфере создания методических сетей, направления использования субсидий в 2019 г.), Направление «Инновационные практики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс» (инновационные проекты «Автоматизированная система проектирования индивидуального образовательного маршрута и мониторинга достижений обучающихся и педагогов «СмартФолио», «Организационно-педагогический комплекс внедрения электронного обучения в образовательный процесс»), Направление «Внедрение современных моделей реализации школьного технологического образования» (инновационные проекты «Сетевая модель реализации современного технологического образования школьников с учетом социально-экономического развития региона», проект «ТехноLIFT как новый формат обучения робототехнике и 3D моделированию»), Направление «Эффективные школьные модели профилактики делинквентного (отклоняющегося) поведения обучающихся» (инновационные проекты «Разработка многоуровневой модели профилактики делинквентного поведения школьников образовательной организации на окраине мегаполиса», «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона»), Направление «Развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования» (инновационные проекты «Медиацентр – зона опережающего развития современной школы», «Агрошкола-пространство SOFT SKILLS»), Направление «Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся» (инновационные проекты «Организационно-содержательная модель ресурсного центра «Школа функциональной грамотности», «Учебно-методический комплекс по формированию функциональной грамотности «ПРОтекст»»), Выводы (заключение), Библиография.

Разделы «Предмет исследования», «Методы исследования» могут быть объединены со «Введением». Основную часть также следует озаглавить.

Текст включает один рисунок. В поясняющем рисунок тексте нужно уточнить, о каких учителях идёт речь – школ-грантополучателей (тогда какое отношение они имеют к распространению опыта) либо иных школ (тогда указать число таких школ).

Содержание в целом соответствует названию. Представлены некоторые школьные инновации в системе общего образования, реализованные в 2019 г. при государственной грантовой поддержке в рамках основного мероприятия «Содействие развитию общего образования» направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»). В то же время следует отметить, что инновации на уровне общего образования могут финансироваться и из иных источников. Почему данные инновации названы лучшими – не ясно. Следует привести критерии инновационности, по которым оценивались проекты для финансирования, а также критерии отбора представленных в статье проектов из общего числа (61) получивших финансирование в 2019 г. Также следует конкретизировать, что понимается авторами под методической сетью и почему данные проекты отнесены к методическим сетям (по крайней мере, это не очевидно из их описания).

Библиография включает 12 отечественных источников – нормативные документы, Интернет-ресурсы. Библиографические описания источников оформлены в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции.

Апелляция к оппонентам фактически отсутствует. Обсуждение результатов, их составление с данными, полученными иными авторами, следует существенно усилить.

Замечен ряд опечаток: является результатом развития новой образовательной парадигмы в основе которой лежит Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года – является результатом развития новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; в 2019 году размер гранта составил от 797 тыс. руб. до 1 008 тыс. руб. – в 2019 г. размер гранта составил от 797 до 1 008 тыс. руб.; 60,9 млн. рублей – 60,9 млн руб.; реализованный судунтуйской школой – реализованный Судунтуйской школой; «Агрошкола-пространство SOFT SKILLS» – «Агрошкола – пространство SOFT SKILLS»; Инновационный проект МБОУ СОШ № 56 г. Пензы «Организационно-содержательная модель ресурсного центра «Школа функциональной грамотности» – Инновационный проект МБОУ СОШ № 56 г. Пензы «Организационно-содержательная модель ресурсного центра “Школа функциональной грамотности”»; как с мета-предметным познавательным объектом – как с метапредметным познавательным объектом; Указ Президента Российской Федерации ОТ 7 мая 2018 года № 204 – Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года.

Текст требует редактирования, например: По итогам реализации инновационных проектов (ПОВТОР) в 2019 году были выявлены лучшие школьные инновации в системе общего образования. Среди инновационных проектов (ПОВТОР) есть не только интересные проекты (ПОВТОР), но и социально значимые для регионов, и таких проектов (ПОВТОР) становится все больше и больше. Следует также избегать абзацев, состоящих из одного предложения.

В целом материал может представлять интерес для читательской аудитории, однако нуждается в доработке (в части научной новизны, обсуждения полученных результатов), после чего рукопись может быть рассмотрена на предмет публикации в журнале «Современное образование».


Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код