
Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 23.11.2024 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Культура и искусство»:
Название: «Особенности косторезного искусства японцев и народов Сибири на примере якутов и эвенков»
Автор(ы): Адамова Н.Ф., Ефимова С.К.
Рецензия на статью
"Особенности косторезного искусства японцев и народов Сибири на примере якутов и эвенков"
Предметом исследования в представленной для публикации в журнале «Культура и искусство» статье, как автор отразил в заголовке («Особенности косторезного искусства японцев и народов Сибири на примере якутов и эвенков»), является совокупность отличительных черт косторезного искусства японцев, якутов и эвенков. Соответственно, косторезное искусство этих народов в статье выступает в качестве объекта исследовании.
Характеризуя объект исследования, автор лаконично определяет основные дефиниции понятийно-терминологического аппарата (культура, искусство, декоративно-прикладное искусство) и дает общую оценку косторезному искусству в характеристике декоративно-прикладном творчестве изучаемых народов (японцев, якутов и эвенков), кратко раскрыв степень научной разработанности выбранной темы исследования в отечественной науке (М. Н. Митина, М. В. Успенский, В. Х. Иванов, А. Н. Прокопьева, Е. Кабешева, С. И. Николаев, З. И. Иванова-Уварова, А. Н. Прокопьева, К. М. Яковлева, А. А. Слепцова, А. П. Синельникова, Н. В. Перепелицына и др.). Охват систематических исследований темы позволил автору обобщить накопленный в отечественной науке опыт и осуществить классификацию и типологию основных отличительных черт тематики косторезного искусства японцев, якутов и эвенков.
Тематику косторезного искусства в характеристике декоративно-прикладного творчества изучаемых народов автор анализирует на основе семи наиболее типичных образных сфер: отдельные стороны хозяйственной жизни людей; люди (портреты); герои фольклора; животные; мифические существа; флора; боги. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов (образов) в произведениях косторезного искусства японцев, якутов и эвенков позволила автору обосновано отразить совокупность отличительных черт косторезного искусства изучаемых народов.
Таким образом, предмет исследования раскрыт автором на хорошем теоретическом уровне, и статья заслуживает публикации в авторитетном научном журнале.
Методология исследования опирается на обобщение накопленного в российской науке опыта анализа отличительных черт косторезного искусства японцев, якутов и эвенков в системе (образной сфере) народного декоративно-прикладного творчества изучаемых народов. Методический комплекс автора скрепляет типология и классификация основных отличительных черт тематики косторезного искусства японцев, якутов и эвенков, подкрепленная культурологической атрибуцией артефактов (произведений из кости) в системах культурных порядков трех рассмотренных этнокультур. Авторский методический комплекс релевантен решаемым в статье научно-познавательных задачам, результаты исследования не вызывают сомнений.
Актуальность выбранной темы автор обосновывает тем, что «резьба по кости занимает важное место в культурах разных народов, включая японцев, якутов и эвенков, и представляет собой уникальное направление декоративно-прикладного искусства, отражающее древние традиции, обычаи, верования и мировоззрение каждого народа».
Научная новизна исследования, заключающаяся в типологии и классификации основных отличительных черт тематики косторезного искусства японцев, якутов и эвенков, заслуживает теоретического внимания.
Стиль текста автором выдержан научный.
Структура статьи соответствует логике изложения результатов научного исследования.
Библиография хорошо раскрывает проблемное поле исследования в российской науке (хотя рецензент отмечает, что резьба по кости эвенков активно изучается и китайскими учеными, а традиции косторезного искусства японцев — японскими, что совершенно не отражено в представленной статье; впрочем, поскольку статья посвящена обобщению опыта именно российской науки, высказанное замечание не носит критического характера и может расцениваться автором в качестве рекомендации в будущем не упускать возможность включения своего исследования в более широкий международный специальный теоретический дискурс).
Апелляция к оппонентам в статье минимизирована, хотя автор вполне аргументировано вступает в актуальную теоретическую дискуссию о роли косторезного искусства в декоративно-прикладном искусстве японцев, якутов и эвенков, отражающем древние традиции, обычаи, верования и мировоззрение каждого народа.
Статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство» и может быть рекомендована к публикации.
Характеризуя объект исследования, автор лаконично определяет основные дефиниции понятийно-терминологического аппарата (культура, искусство, декоративно-прикладное искусство) и дает общую оценку косторезному искусству в характеристике декоративно-прикладном творчестве изучаемых народов (японцев, якутов и эвенков), кратко раскрыв степень научной разработанности выбранной темы исследования в отечественной науке (М. Н. Митина, М. В. Успенский, В. Х. Иванов, А. Н. Прокопьева, Е. Кабешева, С. И. Николаев, З. И. Иванова-Уварова, А. Н. Прокопьева, К. М. Яковлева, А. А. Слепцова, А. П. Синельникова, Н. В. Перепелицына и др.). Охват систематических исследований темы позволил автору обобщить накопленный в отечественной науке опыт и осуществить классификацию и типологию основных отличительных черт тематики косторезного искусства японцев, якутов и эвенков.
Тематику косторезного искусства в характеристике декоративно-прикладного творчества изучаемых народов автор анализирует на основе семи наиболее типичных образных сфер: отдельные стороны хозяйственной жизни людей; люди (портреты); герои фольклора; животные; мифические существа; флора; боги. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов (образов) в произведениях косторезного искусства японцев, якутов и эвенков позволила автору обосновано отразить совокупность отличительных черт косторезного искусства изучаемых народов.
Таким образом, предмет исследования раскрыт автором на хорошем теоретическом уровне, и статья заслуживает публикации в авторитетном научном журнале.
Методология исследования опирается на обобщение накопленного в российской науке опыта анализа отличительных черт косторезного искусства японцев, якутов и эвенков в системе (образной сфере) народного декоративно-прикладного творчества изучаемых народов. Методический комплекс автора скрепляет типология и классификация основных отличительных черт тематики косторезного искусства японцев, якутов и эвенков, подкрепленная культурологической атрибуцией артефактов (произведений из кости) в системах культурных порядков трех рассмотренных этнокультур. Авторский методический комплекс релевантен решаемым в статье научно-познавательных задачам, результаты исследования не вызывают сомнений.
Актуальность выбранной темы автор обосновывает тем, что «резьба по кости занимает важное место в культурах разных народов, включая японцев, якутов и эвенков, и представляет собой уникальное направление декоративно-прикладного искусства, отражающее древние традиции, обычаи, верования и мировоззрение каждого народа».
Научная новизна исследования, заключающаяся в типологии и классификации основных отличительных черт тематики косторезного искусства японцев, якутов и эвенков, заслуживает теоретического внимания.
Стиль текста автором выдержан научный.
Структура статьи соответствует логике изложения результатов научного исследования.
Библиография хорошо раскрывает проблемное поле исследования в российской науке (хотя рецензент отмечает, что резьба по кости эвенков активно изучается и китайскими учеными, а традиции косторезного искусства японцев — японскими, что совершенно не отражено в представленной статье; впрочем, поскольку статья посвящена обобщению опыта именно российской науки, высказанное замечание не носит критического характера и может расцениваться автором в качестве рекомендации в будущем не упускать возможность включения своего исследования в более широкий международный специальный теоретический дискурс).
Апелляция к оппонентам в статье минимизирована, хотя автор вполне аргументировано вступает в актуальную теоретическую дискуссию о роли косторезного искусства в декоративно-прикладном искусстве японцев, якутов и эвенков, отражающем древние традиции, обычаи, верования и мировоззрение каждого народа.
Статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство» и может быть рекомендована к публикации.
Директор Национального института
научного рецензирования
научного рецензирования

Д.В. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"