Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 14.01.2019 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Человек и культура»:
Название: «Современная постановочная цирковая режиссура в контексте синтеза различных форм зрелищно-массовых искусств»
Автор(ы): Солнцев И.С.

Рецензия на статью
"Современная постановочная цирковая режиссура в контексте синтеза различных форм зрелищно-массовых искусств"


В журнал «Человек и культура» автором представлена статья, в которой ставится вопрос об исследовании современной постановочной цирковой режиссуры в контексте синтеза различных форм зрелищно-массовых искусств.
В основе материала лежит то обстоятельство, что появление в цирковом искусстве качеств, способных активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное влияние, обращаясь ко всей полноте его чувств, происходит благодаря идейно-мировоззренческому, образному и композиционному единству, общности участия в художественной организации пространства и времени, согласованности масштабов, пропорций и ритма.
В предлагаемой статье автором ставится вопрос о том, где проходит грань между синтезом и синкретизмом в цирковой эстетике в целом и постановках цирковой режиссуры, в частности. Также подлежат выяснению вопросы о том, каково соотношение традиционных составляющих искусств, например, цирка и музыки – при их объединении в цирковой эстетике ХХI века, и какими средствами в представлении устанавливается связь со зрителем.
В рамках предпринятого исследования автор обозначил возрастание интереса не столько к самому процессу перехода от синтеза к синкретизму, сколько к поиску единой природы искусств (синтеза) в полихудожественном смешении (синкретизме) современной цирковой эстетики. Исходя из этого, в рамках статьи будет осуществлена попытка наметить ключевые доминанты в художественной природе современной постановочной цирковой режиссуры с целью нахождения синтеза во взаимодействии различных видов искусств в едином художественном пространстве.
Отмечается, что традиционным для всей режиссуры (драмы, оперы, балета, музыкальной комедии, кино, эстрады и цирка) является знание жизни во всех ее проявлениях. Поскольку режиссерское решение призвано воспроизводить жизнь в разных театральных формах, то режиссер обязан хорошо знать его, чувствовать на острие собственного генного кода, глубоко понимать и иметь свое, личное кредо. А затем любить жизнь и видеть ее в динамике, в состоянии движения, развития.
Характеризуя вектор методологического осмысления поставленной проблемы, автор статьи справедливо полагает, что любое массовое действие, как правило, посвящается выдающимся датам в жизни общества. Поэтому творчество режиссера, в таком случае, включает в себя многоструктурную и многозначительную систему, где аккумулируются и вступают в активные взаимоотношения различные виды искусства - литература, изобразительное и театральное искусство. Они являются художественными факторами, вследствие сочетания с фактическим материалом создают совершенно новое, яркое художественное явление театрально-циркового массового действия.
Между тем автор статьи обращает внимание на то, что постановочная цирковая режиссура - творческий процесс создания представления. Создать цирковое шоу, поставить представление, это значит дать сценическую жизнь художественному произведению, сценарию, заставить зазвучать его текст, превратить авторские ремарки на реальные сюжеты, конкретные обстоятельства, а придуманных героев на живых, конкретно действующих людей.
Автору важно было подчеркнуть, что цирковое искусство по праву является уникальным видом творчества. Оно эффектно преподносит достижения многих смежных видов искусства, сочетает в себе множество жанров, которые постоянно пересекаются между собой. Большая часть цирковых преставлений так или иначе включает в себя не один, а несколько или сразу все направления или хотя бы отдельные их фрагменты. На современном этапе развития циркового искусства наблюдается устойчивая тенденция к синтезу различных видов зрелищно-массовых искусств в постановочной режиссуре.
Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи?
1. Полученные результаты позволяют утверждать, что в последние годы намечается тенденция к определенному смешению циркового и театрального искусства и образованию новых жанров на стыке этих двух видов зрелищно-массового искусства. Театральное начало цирковых программ, связанное с единым художественным образом всего представления, играет огромную роль. Оно делает многие номера, аттракционы и программы в целом настоящими цирковыми спектаклями. Тем более, что в них четко прослеживается пролог, развитие, кульминация, эпилог, сквозные действия и персонажи.
2. Автору удалось установить, что за последние десятилетия постановочная культура манежа существенно возросла. Кардинально изменились требования к уровню актерского мастерства артистов. Трансформировались подходы способности к перевоплощению цирковых артистов. Более жесткими стали правила художественно композиционного построения номеров. Все вышеперечисленное поставило цирковых режиссеров перед необходимостью находить новые и неожиданные постановочные ходы, и решения.
Как видим, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы, а именно социокультурный подход и искусствоведческий анализ.
Статья обладает рядом преимуществ, которые позволяют дать положительную рекомендацию данному материалу, в частности, автор раскрыл тему, привел достаточные аргументы в обоснование своей авторской позиции, выбрал адекватную методологию исследования.
Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике (было использовано 34 источника).
На основании изложенного можно считать, что рецензируемая статья будет наверняка представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.


Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код