Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 11.07.2021 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Педагогика и просвещение»:
Название: «Формирование деловых черт характера старших школьников с учетом экономических стереотипов»
Автор(ы): Малахова Е.В., Степанов Е.А., Янова М.Г.

Рецензия на статью
"Формирование деловых черт характера старших школьников с учетом экономических стереотипов"


Предмет исследования – специфика экономических стереотипов старших школьников (формулировка предмета автором не соответствует содержанию статьи).

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, обобщение педагогического опыта, интервью, обобщения, сравнения, синтеза. Результаты применения упомянутого метода тестирования не представлены.

Актуальность исследования определяется важностью подготовки молодёжи к активной экономической, предпринимательской деятельности, необходимостью изучения и проектирования соответствующих педагогических условий, включая преодоление негативных экономических стереотипов старших школьников и формирование деловых черт характер.

Научная новизна автором в явном виде не представлена и, по-видимому, связана с полученными эмпирическими данными, а также сформулированными выводами об источниках, причинах и условиях формирования экономических стереотипов у старших школьников, характере их влияния на экономическое поведение и формирование деловых черт характера. Показано, что старшие школьники находятся под влиянием среды (родители, учителя, ровесники) и под воздействием массовой культуры. Наиболее эффективна стратегия преодоления негативных экономических стереотипов, затрудняющих эффективную экономическую деятельность, через образование в данной сфере. Выводы в целом представляются известными, в методической части не соответствуют содержанию основного текста.

Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный.

Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (увеличение инвестиционного потенциала страны, участие граждан в экономической жизни, развитие предпринимательской активности, наследие социалистической идеологии, формирование деловых черт характера молодых людей, в том числе, в условиях Крайнего Севера, актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи работы), Предпосылки (методика оценки эффективности инвестиций в национальную экономику, выход из экономического кризиса, политика импортозамещения, необходимость формирования поколения современных предпринимателей, результаты социологических исследований ВЦИОМ, результаты опроса молодежи северных территорий, стереотипы в общественном сознании, нарративный анализ особенностей образа предпринимателя в сознании молодежи), Методология и методы исследования (общенаучные принципы, методы исследования), Экономические стереотипы как фактор экономического процесса (экономическая деятельность, понятие «стереотип», экономические стереотипы в обществе, экономические парадоксы, стереотипы как образцы поведения), Экономические стереотипы старших школьников (экономические стереотипы в сознании старших школьников, источники формирования и механизмы их появления), Преодоление экономических стереотипов старшими школьниками(позитивный и негативный эффект экономических стереотипов, экономический быт коренных малочисленных народов Крайнего Севера, результаты интервью обучающихся 15–17 лет, проживающих на северных территориях Красноярского края и Республики Саха (Якутия), 2020 г., 184 чел.), Влияние экономических стереотипов на формирование деловых черт характера школьников (деловые черты характера, формирование структуры личности, диспозиционная концепция, социальные установки и ценностные ориентации, иерархия диспозиционных образований, развитие предметно-действенных отношений, труд как воспитательное воздействие), Выводы (заключение), Библиография.

Содержание в целом соответствует названию. В то же время название больше подходит для научной монографии, нежели для отдельной статьи. В формулировке заголовка следует отразить цель («анализ и теоретическая разработка методов и средств преодоления экономических стереотипов старших школьников») и предмет («методы и средства формирования деловых черт характера старших школьников с учетом экономических стереотипов») исследования, специфику коренных малочисленных народов Севера, а в основном тексте более полно раскрыть полученные в ходе изучения данного предмета результаты – педагогические технологии, обеспечивающие формирование необходимых деловых качеств, описание самих этих качеств. Желательно также провести статистическую обработку полученных эмпирических данных, которые отражены в рукописи в общем виде.

Библиография включает 15 источников отечественных авторов – монографии, научные статьи, материалы научных мероприятий, словари, Интернет-ресурсы. Библиографические описания некоторых источников требуют корректировки в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
2. Гуриев С. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. ??? с.
5. Мазуркевич А. В., Яницкий М. С., Серый А. В. Темпоральные аспекты трансформации ценностной структуры самоидентичности в условиях кардинальных изменений жизненной ситуации // Вестник НГПУ. 2017. № 3. С. ???–???.
13. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. М. : АСТ, Харвест, 1998. ??? с.
Обращает внимание отсутствие ссылок на работы зарубежных авторов по рассматриваемой тематике.

Апелляция к оппонентам (Белова Т. А., Гуриев С., Ильюшкин В. В., Льюис Р. Д., Мазуркевич А. В., Яницкий М. С., Серый А. В., Маликов Р. И., Комаров А. Г., Богданова С. Ю., Немов Р. С., Семенова Т. С., Соколова А. П., Улимбашева Э. Ю., Ядов В.А. и др.) имеет место.

В целом материал представляет интерес для читательской аудиториии может быть публикации в журнале «Педагогика и просвещение».


Генеральный директор ООО «НБ-Медиа»
Подпись
В.И. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код