Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 06.04.2022 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Litera»:
Название: «Развитие коммуникативной компетенции студентов технических вузов как стратегия обучения эффективной коммуникации»
Автор(ы): Дорфман О.В., Чернова О.Е.

Рецензия на статью
"Развитие коммуникативной компетенции студентов технических вузов как стратегия обучения эффективной коммуникации"


На рецензирование представлена работа «Развитие коммуникативной компетенции студентов технических вузов как стратегия обучения эффективной коммуникации».
Актуальность затронутой проблемы не вызывает сомнений. В последние годы отмечается тенденция, что понятие «коммуникативная компетенция» рассматривается чаще применительно к обучающимся школ, нежели к студентам, особенно технических вузов. Однако, результаты обучения в вузе включают в себя формирование системы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а коммуникативная входит в группу универсальных.
Во втором десятилетии 21 века на смену «компетенциям» пришло понятие «skills». Коммуникативная компетенция относятся к soft skills, которые являются метапредметными и включают различные элементы.
Автором проведен анализ источников литературы. Были выделены базовые коммуникативные навыки (коммуникативная грамотность), состоящие их четырех групп, а также гибкие поведенческие навыки, которые реализуются в: переговорных компетенциях, межотраслевой коммуникации и коммуникабельности. Было отмечено, что выделенные показатели являются необходимыми для современных выпускников, чтобы быть успешными в профессии. Коммуникативные навыки требуются для решения профессиональных задач, для результативного бесконфликтного взаимодействия с коллегами и партнерами, для грамотной трансляции опыта и его обмена.
Однако, проведенные исследования показали, что студенты не знакомы с понятиями hard skills и soft skills, не могут разграничить их элементы, т.е. не только не осознают системный подход к формированию компетенций, но и не способны выстроить личностную траекторию развития гибких навыков, в отличие от жестких профессиональных. В то же время, именно гибкие навыки позволяют выпускнику встроиться в новую профессию и быть востребованным на рынке труда.
В работе был проведен анализ формирования коммуникативной компетенции у студентов технических вузов. В соответствии с ФГОС их можно отнести к числу универсальных. Однако развитие коммуникативных навыков осуществляется только двумя дисциплинами, которые связаны с изучение русского и иностранного языков.
По мнению автора, этого является недостаточно. Важно продумать мобильную структуру дисциплины, ее смысловыми блоками могут стать:
- основы коммуникации и техники общения,
- виды речевой деятельности и речевых ситуаций,
- вербальное и невербальное общение,
- аспекты социальной коммуникации,
- эмоциональный интеллект,
- коммуникативные барьеры и их преодоление,
- бизнес-коммуникация,
- логика аргументации.
Представляется целесообразным выделение базовых и интегративных содержательных модулей курса.
Библиография статьи включает в себя 18 отечественных и зарубежных источников, есть ссылки. Тематика работ соответствует проблематике статьи. Библиография и ссылки оформлены в соответствии с ГОСТ и предъявляемыми требованиями.
Статья актуальна с теоретической и практической точки зрения, отличается несомненной научной ценностью. Однако в работе не выделена научная новизна, а также личный вклад автора в решение поставленной проблемы, а также отсутствуют обобщенные и содержательные выводы по результатам. Следовательно, работа может быть рекомендована к опубликованию после доработки.


Генеральный директор ООО «НБ-Медиа»
Подпись
В.И. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код