Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 24.09.2025 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Финансы и управление»:
Название: «Управление конфликтами в образовательной организации: социальные и финансовые факторы»
Автор(ы): Кашина А.А.

Рецензия на статью
"Управление конфликтами в образовательной организации: социальные и финансовые факторы"


Предметом рецензируемого исследования выступают особенности управленческих практик по предотвращению и разрешению конфликтов в образовательных учреждениях с учетом влияния статусно-ролевых различий, коммуникативных барьеров, ограниченности финансовых ресурсов и системы стимулирования персонала. Научная актуальность работы связана с трансформацией российской системы образования и усилением конкуренции между образовательными учреждениями, что требует эффективных механизмов управления внутренними противоречиями для сохранения устойчивости и повышения качества образовательных услуг. В практическом смысле разработанные рекомендации по институционализации служб медиации, прозрачному распределению ресурсов и внедрению KPI для оценки качества управления конфликтами могут быть применены руководителями образовательных организаций для снижения операционных издержек и повышения эффективности управления. Методология исследования основана на сочетании общенаучных и специализированных методов, обеспечивающих комплексный анализ проблемы. В работе применены методы теоретического анализа и синтеза для изучения научной литературы и формирования теоретической базы, включающей подходы к пониманию природы конфликтов и их управления. Метод case study, а также институциональный анализ использовались для изучения конкретных управленческих практик в образовательных организациях (Яснинской средней школы, Высшей школы экономики, МАОУ ЛМИ и др.), например, служб медиации и института омбудсмена. Сравнительный анализ применялся для сопоставления социальных и финансовых факторов, влияющих на конфликтные процессы, что позволило выявить их взаимосвязь и специфику воздействия. Метод систематизации и обобщения способствовал структурированию данных о современных подходах к управлению конфликтами, что обеспечило практическую основу для выводов и рекомендаций. Эмпирическая база исследования ограничивается анализом публично доступной информации о деятельности служб медиации и институтов омбудсменов в указанных организациях. Тем не менее, вполне корректное применение перечисленных методов позволило автору получить результаты, имеющие признаки научной новизны и достоверности. Прежде всего, речь идет о выявленной взаимосвязи социальных и финансовых детерминант конфликтов (представлена структурированная классификация факторов управления конфликтами в образовательной среде, включающая как традиционные социально-психологические аспекты, так и экономические последствия (транзакционные издержки, репутационные потери, расходы на медиативные службы)). Кроме того, обоснована экономическая эффективность институциональных механизмов урегулирования конфликтов (в частности, доказано, что создание служб медиации и институтов омбудсменов, несмотря на прямые затраты на их содержание, обеспечивает сокращение косвенных финансовых потерь от затяжных споров, текучести кадров и снижения репутации организации). Наконец, разработана интегрированная модель оценки эффективности управления конфликтами (предложена система KPI для руководителей, связывающая качество управления конфликтными ситуациями с карьерными перспективами менеджмента и предусматривающая расчет рентабельности инвестиций в программы предупреждения конфликтов). В структурном плане рецензируемая работа также производит положительное впечатление: ее логика последовательна и отражает основные аспекты проведенного исследования. В тексте выделены следующие разделы: - «Введение», где обосновывается проблематика управления конфликтами в образовательной среде, формулируются цель и задачи исследования, а также описывается заявленная методологическая база; - «Обзор литературы», где систематизированы отечественные и зарубежные источники по конфликтологии, выделены общие подходы к управлению конфликтами и специфика образовательной сферы; - «Сущность и особенности управления конфликтами в образовательной организации», где раскрываются теоретические основы управления конфликтами, определяется специфика образовательной среды и анализируются конкретные практики на примере российских учебных заведений; - «Анализ социальных и финансовых факторов управления конфликтами в образовательной организации», где в табличной форме представлена авторская классификация детерминант конфликтов и раскрыты механизмы их воздействия на организационную эффективность; - «Рекомендации по разрешению и предупреждению конфликтов в образовательных организациях», где формулируются шесть конкретных предложений по совершенствованию управленческих практик с обоснованием их экономической целесообразности; - «Заключение», где резюмируются итоги проведенного исследования, делаются выводы и обосновывается необходимость интегрированного подхода к управлению конфликтами. Стиль рецензируемой статьи научно-аналитический. В тексте встречается некоторое количество стилистических и грамматических погрешностей (например, опечатки в некоторых словах «в задачи которых входит не только участие в конфликте в ролЕ медиатора…»; и др.), но в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем русском языке, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает 33 наименования, в том числе источники на иностранных языках, и в должной мере отражает состояние исследований по проблематике статьи. Апелляция к оппонентам имеет место в разделе «Обзор литературы» при обсуждении теоретической базы исследований конфликтов в образовательной сфере. В числе положительных качеств рецензируемой статьи можно отметить обширную источниковую базу, четкую структурированность изложения материала, а также практическую направленность исследования. Автор в процессе работы привлек 33 научных источника, включая как классические работы по конфликтологии (И. К. Адизес, В. П. Шейнов), так и современные исследования последних лет, что демонстрирует глубокую проработку темы и знание актуального состояния научной дискуссии в данной области. Каждый раздел статьи логически вытекает из предыдущего и готовит почву для следующего – от общетеоретических вопросов конфликтологии через специфику образовательной среды к конкретным факторам и практическим рекомендациям, что обеспечивает последовательность и понятность изложения. Наконец, работа не ограничивается теоретическими построениями, а представляет конкретный кейс-анализ реально действующих служб медиации (например, «Школьная служба примирения» в Яснинской средней школе с детальным описанием нормативной базы и структуры деятельности), что позволяет читателю получить представление о практических механизмах управления конфликтами. Отдельно следует отметить использование табличного представления данных.
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью, несмотря на незначительные недостатки, можно квалифицировать в качестве научной работы, отвечающей основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты будут интересны для менеджеров, экономистов, для руководителей образовательных организаций различного уровня (от дошкольных учреждений до университетов), для специалистов по управлению персоналом в сфере образования, для исследователей в области организационной конфликтологии и экономики образования, для сотрудников органов управления образованием, занимающихся вопросами повышения эффективности функционирования образовательных учреждений, а также для студентов и аспирантов перечисленных специальностей. Представленный материал соответствует тематике журнала «Финансы и управление». По результатам рецензирования статья рекомендуется к публикации.


Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код