Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 20.01.2023 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «PHILHARMONICA. International Music Journal»:
Название: «Дворцовая музыка династии Цин конца XVII-XVIII веков: основные аспекты исследования »
Автор(ы): Фу С.
Рецензия на статью
"Дворцовая музыка династии Цин конца XVII-XVIII веков: основные аспекты исследования "
В журнал «PHILHARMONICA. International Music Journal» автор представил свою статью «Дворцовая музыка династии Цин конца XVII-XVIII веков: основные аспекты исследования», в которой проведено исследование направлений изучения китайского придворного музыкального искусства.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что проблематика функционирования музыкального искусства в замкнутой сфере придворного быта императорского дворца эпохи династии Цин периода XVII-XVIII веков разработана недостаточно. Причины данному факту автор видит в исторических реалиях Китая: изучение и более сохранение искусства и культуры последней династии в Китае рассматривались после отречения императора в 1912 году как исключительно буржуазная пропаганда. Как отмечено автором, только в конце 70-х годов ХХ века перед китайскими учеными открылись возможности беспристрастного изучения императорской дворцовой культуры, история которой насчитывает тысячелетия.
Актуальность исследования культурно-исторического наследия династии Цин обусловлена рядом политических причин: манчжуры, скрывавшие свое происхождение во избежание репрессий, смогли открыто заявить о себе, а в ряде школ и вузов Китая стали преподавать манчжурский язык. Научная новизна исследования заключается в системном анализе имеющихся научных трудов, посвященных проблематике статьи, и разработке предложений по дальнейшему ее изучению.
Теоретическим обоснованием исследования явились труды китайских и российских ученых-искусствоведов и музыковедов (Г.М. Шнеерсон, Е.В. Виноградова, Дж.К. Михайлов, Чжоу Ци, Ван Хаожу, Чжан Кэ и др.). Методологической основой работы является комплексный подход, включающий сравнительный, искусствоведческий и библиографический анализ.
В своем исследовании автор детально анализирует два основных направления исследований китайского музыкального наследия: российская музыкальная синология и китайское музыкознание. Проведя тщательный библиографический анализ российского научного дискурса с 1940 годов и по настоящее время, автор приходит к выводу о малом объеме работ, посвященных дворцовому музыкальному искусству династии Цин. Причиной данному феномену автор видит в труднодоступности для российских ученых музыкальных партитур, лишь недавно ставших достоянием научного мира, трактатов с описанием музыки и других музыковедческих источников, а также в сложности их прочтения.
Согласно мнению автора, в отличие от российского музыковедения, китайское воспринимается весьма плодотворным. Имеются как обширные теоретические исследования, так и рекомендации, носящие практический характер. Автором отмечено, что в целом китайская музыковедческая наука фокусируется на проблемах фактологии, интерпретации древних источников, особенностях музыкальной культуры данного периода в целом. Присутствуют и междисциплинарные исследования, рассматривающие, например, темы влияния театра Цин на формирование пекинской оперы. Одновременно в стране функционируют общества, оркестры и ансамбли, пропагандирующие цинскую музыку. При всем многообразии современных подходов к изучению музыки династии Цин в китайском музыкознании автором наблюдаются разногласия в отношении оценки культурной значимости тех или иных объектов исследования.
В статье автором также представлена детальная картина придворной музыкальной жизни, описана значимость дворцовой музыки эпохи Цин. Согласно мнению автора, музыка, задействованная в системе дворцовой художественной культуры, выполняла не только утилитарные функции обслуживания дворца, но и оказывала значительное влияние на круг художественных интересов приближенной аристократии и дворянства, а также развитие культуры и образования в целом.
Проведя столь тщательный анализ, автор приходит к выводу, что, современное китайское музыкознание вполне отчетливо обозначило для себя основные сферы изучения дворцовой музыкальной культуры Цин. Однако автор делает заключение о недостаточной изученности такого аспекта как звучание самой живой музыки в разных типах архитектурных пространств. В связи с этим автор предполагает анализ целого комплекса выразительных средств, объединяющих как акустические особенности мест исполнения, так и характер музыки, ее вид, жанровую принадлежность, состав исполнителей и инструментария, время года, рефлексию слушателей. Данную исследовательскую задачу автор предлагает решать в нескольких направлениях: анализ социально-исторических условий существования и развития придворной музыки династии Цин конца XVII-XVIII веков; изучение архитектурного пространства храмов, дворцов, императорских садов и парков; источниковедение, подразумевающее изучение музыкально-теоретических трудов эпохи Цин.
В заключении автор представляет выводы и основные положения по изученному материалу.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение аутентичного музыкального направления представляет несомненную научную и практическую культурологическую и искусствоведческую значимость. Полученный материал может служить основой для последующих исследований в рамках данной проблематики.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 25 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике ввиду специфичности предмета исследования.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что проблематика функционирования музыкального искусства в замкнутой сфере придворного быта императорского дворца эпохи династии Цин периода XVII-XVIII веков разработана недостаточно. Причины данному факту автор видит в исторических реалиях Китая: изучение и более сохранение искусства и культуры последней династии в Китае рассматривались после отречения императора в 1912 году как исключительно буржуазная пропаганда. Как отмечено автором, только в конце 70-х годов ХХ века перед китайскими учеными открылись возможности беспристрастного изучения императорской дворцовой культуры, история которой насчитывает тысячелетия.
Актуальность исследования культурно-исторического наследия династии Цин обусловлена рядом политических причин: манчжуры, скрывавшие свое происхождение во избежание репрессий, смогли открыто заявить о себе, а в ряде школ и вузов Китая стали преподавать манчжурский язык. Научная новизна исследования заключается в системном анализе имеющихся научных трудов, посвященных проблематике статьи, и разработке предложений по дальнейшему ее изучению.
Теоретическим обоснованием исследования явились труды китайских и российских ученых-искусствоведов и музыковедов (Г.М. Шнеерсон, Е.В. Виноградова, Дж.К. Михайлов, Чжоу Ци, Ван Хаожу, Чжан Кэ и др.). Методологической основой работы является комплексный подход, включающий сравнительный, искусствоведческий и библиографический анализ.
В своем исследовании автор детально анализирует два основных направления исследований китайского музыкального наследия: российская музыкальная синология и китайское музыкознание. Проведя тщательный библиографический анализ российского научного дискурса с 1940 годов и по настоящее время, автор приходит к выводу о малом объеме работ, посвященных дворцовому музыкальному искусству династии Цин. Причиной данному феномену автор видит в труднодоступности для российских ученых музыкальных партитур, лишь недавно ставших достоянием научного мира, трактатов с описанием музыки и других музыковедческих источников, а также в сложности их прочтения.
Согласно мнению автора, в отличие от российского музыковедения, китайское воспринимается весьма плодотворным. Имеются как обширные теоретические исследования, так и рекомендации, носящие практический характер. Автором отмечено, что в целом китайская музыковедческая наука фокусируется на проблемах фактологии, интерпретации древних источников, особенностях музыкальной культуры данного периода в целом. Присутствуют и междисциплинарные исследования, рассматривающие, например, темы влияния театра Цин на формирование пекинской оперы. Одновременно в стране функционируют общества, оркестры и ансамбли, пропагандирующие цинскую музыку. При всем многообразии современных подходов к изучению музыки династии Цин в китайском музыкознании автором наблюдаются разногласия в отношении оценки культурной значимости тех или иных объектов исследования.
В статье автором также представлена детальная картина придворной музыкальной жизни, описана значимость дворцовой музыки эпохи Цин. Согласно мнению автора, музыка, задействованная в системе дворцовой художественной культуры, выполняла не только утилитарные функции обслуживания дворца, но и оказывала значительное влияние на круг художественных интересов приближенной аристократии и дворянства, а также развитие культуры и образования в целом.
Проведя столь тщательный анализ, автор приходит к выводу, что, современное китайское музыкознание вполне отчетливо обозначило для себя основные сферы изучения дворцовой музыкальной культуры Цин. Однако автор делает заключение о недостаточной изученности такого аспекта как звучание самой живой музыки в разных типах архитектурных пространств. В связи с этим автор предполагает анализ целого комплекса выразительных средств, объединяющих как акустические особенности мест исполнения, так и характер музыки, ее вид, жанровую принадлежность, состав исполнителей и инструментария, время года, рефлексию слушателей. Данную исследовательскую задачу автор предлагает решать в нескольких направлениях: анализ социально-исторических условий существования и развития придворной музыки династии Цин конца XVII-XVIII веков; изучение архитектурного пространства храмов, дворцов, императорских садов и парков; источниковедение, подразумевающее изучение музыкально-теоретических трудов эпохи Цин.
В заключении автор представляет выводы и основные положения по изученному материалу.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение аутентичного музыкального направления представляет несомненную научную и практическую культурологическую и искусствоведческую значимость. Полученный материал может служить основой для последующих исследований в рамках данной проблематики.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 25 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике ввиду специфичности предмета исследования.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Генеральный директор ООО «НБ-Медиа»
В.И. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"
