Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 20.06.2025 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Genesis: исторические исследования»:
Название: «Проблемы и особенности эксплуатации речного флота в Ямало-Ненецком округе в годы Великой Отечественной войны»
Автор(ы): Рябкова О.В.

Рецензия на статью
"Проблемы и особенности эксплуатации речного флота в Ямало-Ненецком округе в годы Великой Отечественной войны"


Представленная статья посвящена важной, но недостаточно изученной теме – функционированию речного транспорта в Ямало-Ненецком национальном округе (ЯННО) в период Великой Отечественной войны. Автор справедливо отмечает, что большинство исследований по истории речного флота в СССР сосредоточены на военных операциях и героизме речников, тогда как экономические и региональные аспекты, особенно в Арктической зоне, остаются в тени.
Тематика статьи безусловно актуальная - изучение транспортной инфраструктуры Крайнего Севера в военные годы позволяет глубже понять механизмы функционирования тыла, логистические проблемы и вклад отдаленных регионов в оборону страны. Однако во введении не хватает четкой формулировки научной новизны. Хотя автор указывает на недостаточную изученность темы, следовало бы конкретнее обозначить, какие именно пробелы восполняет данное исследование.
В работе использован обширный список литературы, включая работы по истории Северного морского пути, региональные исследования (М.Н. Супрун, Б.М. Амусин, Д.И. Павлов и др.), а также труды, посвященные Ямало-Ненецкому округу (Ю.П. Прибыльский, Л.В. Алексеева). Сильная сторона работы – использование архивных материалов (РГАСПИ, ЦАМО, ГАСПИТО, ГА ЯНАО).
Методологическая основа исследования не обозначена явно. Автор опирается на традиционный историко-описательный подход, но отсутствует применение количественных методов (например, анализа грузооборота в динамике) или компаративного анализа (сравнения с другими регионами).
Структура работы логична, лексика соответствует научным публикациям, но текст местами изобилует повторами и излишней детализацией – например, данные о количестве отремонтированных судов (раздел о судоремонтной базе) могли бы быть сведены в таблицу для наглядности. Подробное перечисление типов судов (раздел о маломерном флоте) уместно в справочнике, но не в научной статье, если не сопровождается анализом их эффективности или проблем эксплуатации.
Автор выделяет ключевые трудности, с которыми столкнулся речной флот ЯННО: изношенность флота – большинство судов были построены в начале XX века, их техническое состояние ухудшалось из-за нехватки запчастей и квалифицированных кадров; короткая навигация (152 дня) и сложные климатические условия, приводившие к авариям (например, гибель барж с продовольствием в 1944 г.); нехватка инфраструктуры – слабая материально-техническая база Салехардской пристани и судоремонтных мастерских. Тем сильнее вывод о том, что несмотря на эти проблемы, речной транспорт сыграл важную роль в обеспечении фронта и тыла, доставив 810 тыс. центнеров рыбы, 3094 тонны оленины, пушнины на 21,1 млн руб. Организация «северного завоза» обеспечивала продовольствием и стройматериалами отдаленные поселки, а также была главным средством транспортировки мобилизованных и спецпереселенцев.
Насыщенная по своему содержанию статья могла бы иметь выводы не только констатирующего, но и аналитического характера. Недостаточно раскрыто, как именно опыт военных лет повлиял на послевоенное развитие транспортной системы Ямала. Упоминание о строительстве Трансполярной магистрали (501-я стройка) дано поверхностно, без связи с проблемами, выявленными в годы войны.
Библиография включает 63 наименования, из них 34 – архивные документы, 29 – публикации, в том числе 8 работ, изданных за последние 5 лет. Библиография демонстрирует основательный подход автора к сбору и анализу источников, а также знание релевантной научной литературы.
Работа представляет собой вклад в изучение истории речного транспорта в Арктике в военные годы. Однако исследование могло бы выиграть от более четкой постановки научной проблемы и глубокого анализа методологии. Тем не менее, статья заслуживает внимания и может стать основой для дальнейших исследований по истории транспортных систем Крайнего Севера. Выводы статьи поднимают важный вопрос о влиянии военного опыта на послевоенное развитие транспортной системы региона, указывая на строительство Трансполярной магистрали. Это позволяет взглянуть на исследуемый период как на ключевой этап в формировании дальнейшей инфраструктуры Севера. Статья представляет интерес для широкой читательской аудитории: историков, регионоведов, экономистов, а также всех, кто интересуется историей Великой Отечественной войны, освоением Арктики и развитием транспортных систем. Материал может быть полезен для специалистов, занимающихся изучением ресурсного обеспечения фронта и тыла, а также для тех, кто исследует социально-экономическое развитие Крайнего Севера.



Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код