Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 07.10.2025 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Культура и искусство»:
Название: «Особенности проектирования тканей в послевоенный период и предпосылки возникновения ленинградской школы художественного текстиля»
Автор(ы): Широковских М.С.

Рецензия на статью
"Особенности проектирования тканей в послевоенный период и предпосылки возникновения ленинградской школы художественного текстиля"


Рецензируемый текст «Особенности проектирования тканей в послевоенный период и предпосылки возникновения ленинградской школы художественного текстиля» представляет собой междисциплинарное исследование развития послевоенного ленинградского текстильного производства, в котором текстильное производство трактуется и как художественная форма, и как отрасль лёгкой промышленности. Рассмотрение данного феномена в конкретный исторический период с учетом меняющейся политической и экономической ситуации в СССР создает основу для многофакторного анализа тенденций и специфики развития локальной школы художественного текстиля (в данном случае – ленинградской). Именно обращение к региональному уровню развития художественного текстиля формирует новизну рецензируемого исследования. Автор формулирует понятие «ленинградская школа художественного текстиля», которое определяется им как «явление проектной культуры, представляющее собой комплекс приемов проектирования и способов работы в материале, осуществляемых на предприятиях художественной и текстильной промышленности Ленинграда, сформировавшее собственные художественно-пластические и содержательные особенности». Таким образом при рассмотрении темы используются искусствоведческие и культурологические методики. Временные рамки работы автор определяет как период становления ленинградской школы, приходящийся на послевоенный период и продолжающийся вплоть до начала 1960-ых гг.(хотя автор выходит за эти рамки и углубляется в конец 1960-ых гг.). Автор делит избранный временной отрезок согласно устоявшейся историографической традиции на два этапа - поздний сталинизм (1945-1953) и «хрущевскую оттепель» (1953-1964), отслеживая различия в целях, которые ставились правительством перед отраслью вообще и конкретными предприятиями/художниками в частности) и соответственно различия между стилевыми решениями обоих этапов. Ставя перед собой цель определения предпосылок возникновения ленинградской школы художественного текстиля, автор рассматривает развитие системы профильного образования и возникающие по ходу развития проблемы. В заключительной части работы автор перечисляет два условия формирования региональной школы художественного текстиля: «…фабрики и артели осуществляли выпуск тканей и галантереи; …в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной уже были сформированы базовые методики проектирования, подготовлены несколько выпусков художников-текстильщиков». Заявленные ранее автором присущие ленинградской школе «собственные художественно-пластические и содержательные особенности» здесь не сформулированы. При проведенной автором фиксации определенных различий между подходами к художественному текстилю в 1945-1953 и 1953-1964 гг., на наш взгляд, в тексте упущен важный социально-экономический аспект темы: на первом этапе потребителем художественного текстиля является государство, на втором – художественный текстиль становится товаром массового потребления; вообще заключительная часть работы (выводы) представляется несколько скомканной. В целом работа выполнена на должном научно-методическом уровне, тема исследования представляет интерес, рецензируемый текст рекомендуется к публикации.


Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код