Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 08.12.2020 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Филология: научные исследования»:
Название: «Концептуальное звучание стихотворений в прозе "Табуны" Ф. Алиевой и "Старуха" И. Тургенева»
Автор(ы): Магомедова М.К., Сулейманова М.С., Омарова З.С.
Рецензия на статью
"Концептуальное звучание стихотворений в прозе "Табуны" Ф. Алиевой и "Старуха" И. Тургенева"
Рецензируемая статья является примером компаративного анализа двух вариантных форм литературно-эстетического порядка – это тексты Ф. Алиевой и И.С. Тургенева. На мой взгляд, сравнительно-сопоставительный принцип не утратил своей актуальности и может быть применим в ряде случаев оценки современной литературы. Как указывает автор, «народный поэт Дагестана, прозаик и публицист, общественный деятель Фазу Алиева (1932-2016) относится к плеяде поэтов-шестидесятников периода политической «оттепели» в СССР, и потому вполне закономерным является тот факт, что в её творчестве отразились духовно-нравственные идеалы советского поколения, заявившего о себе в середине ХХ столетия». Следовательно, творчество Ф. Алиевой как бы консолидирует ход изменений социального/исторического порядка, а это так или иначе было манифестировано и у Ивана Тургенева – во второй половине XIX века. Суждения, оценка деятельности Ф. Алиевой по ходу статьи объективны, развернуты. Например, «изучение творчества Фазу Алиевой позволяет проследить эволюцию развития как дагестанской литературы в целом, так и расширение идейно-тематического диапазона произведений самого автора: от глубоко личных, интимных переживаний – к глобальным общественно-политическим явлениям», или «в творчестве поэтессы прослеживается и обратная тенденция: эволюционный переход от общественно значимой проблематики к философскому осмыслению внутреннего мира и переживаний отдельной личности» и т.д. Литературной базой исследования становится книга рассказов Ф. Алиевой «Табуны» (2007), «в книгу вошли произведения, большинство из которых можно отнести к жанру стихотворений в прозе. Следует отметить, что в книге прослеживается характерная для всего творчества дагестанской поэтессы циклизация текстов». Заметно, что автор совмещает теоретический фактор (оценка формы / жанра) и аналитический ценз (содержательный уровень). Отмечу также умение исследователя поддержать нужный баланс актуального, важного и перспективно видимого. В работах последних лет такой принцип встречается, но редко, авторы более точечно говорят о тексте, не расширяют контекстуальные пределы. Привлекает в статье умение автора сосредоточиться на изучаемой теме: «в основе произведения «Табуны» лежит сокровенно-острое чувство: боль, вызванная воспоминаниями о безжалостно растоптанных юношеских мечтах и надеждах. Центральными в нём являются образы старухи и тысячелетнего утёса, чьи судьбы тесно сплетены временем в один узел. Тоска по ушедшим годам, безвозвратность надежд весны и лета человеческой жизни символично переданы через изображение колосьев «молочной свежести », погибающих под копытами табунов». Практически ассоциативно вспоминается и ряд текстов И.С. Тургенева, его «стихотворений в прозе», где нарочито представлен непростой внутренний мир, мир переживаний об утрате, переживаний о том, что уже не вернуть. Отличием, новизной статьи, становится дифференциация / сближение стилевых точек двух разных художников: «частное, индивидуальное переживание в «Табунах» Ф. Алиевой становится характерным, типическим, вечным – закономерно повторяющимся явлением жизни», и «по эмоциональной наполненности, способу изображения и даже образному ряду, стихотворение в прозе Ф.Г. Алиевой «Табуны» отсылает нас к классическому стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». В обоих текстах мы наблюдаем не только сходство тем, основными из которых являются мотивы старости, утраченной молодости, одиночества, смерти, Родины, но и способа их художественного решения». Анализ стихотворений сделан качественно, умело, филологически точно. Каких-либо серьезных нарушений нет, методология оценки выдержана в компаративном режиме. Текст работы дополнен достаточным количеством цитаций первоисточников. Налично умение автора декодировать основные концептуальные уровни художественного текста – архитектонический, языковой уровень, фонетический, синтаксический уровень, уровень смыслового целого. Такой пример может быть подспорьем при создании работ схожей методологической направленности. Суждения / оценки предельно объективны: «в стихотворении в прозе Фазу Алиевой мы наблюдаем цикличность структуры всего произведения, что способствует оформлению и глубине выражения философской мысли: жизнь бесконечна в своём постоянном спиралевидном движении», или «концепт «смерть», воплощённый в образе старухи, приобретает в стихотворении в прозе И.С. Тургенева аллегорический характер», или «основная идея стихотворения в прозе И. Тургенева «Старуха» состоит в изображении безуспешной попытки человека уйти от своей судьбы, его беспомощности перед неотвратимостью смерти», «Не только в «Старухе», но и во многих других стихотворениях в прозе И.С. Тургенева ведущими являются мотивы одиночества и смерти. В частности, в стихотворении в прозе «Собака» возникает образ смерти, который хочет потушить «огонёк жизни», и воплощён он уже не в старухе, а в хищной птице. В стихотворении «Старуха» тоже всплывает смерть в образе птицы, однако она не просто отнимает жизнь, а мучает героя, неотступно преследует его, превращая в жертву, загнанную в угол» и т.д. Таким образом, автор останавливается не на одном тексте, а на всем цикле, дает развернутое толкование, ориентирует на оригинальность стиля / манеры Ф. Алиевой в ярком соотношении с письмом И.С. Тургенева. Стиль работы собственно научный, язык терминологически точен. Основная тема исследования раскрыта, задачи решены; считаю, что самостоятельность сочинения не вызывает сомнений. Обязательный стандарт требований издания автором учтен, правка не требуется. Материал нов, актуален, востребован, его можно использовать при изучении истории дагестанской литературы, культуры Северного Кавказа. Статья «Концептуальное звучание стихотворений в прозе "Табуны" Ф. Алиевой и "Старуха" И. Тургенева» может быть рекомендована к открытой публикации в журнале «Филология: научные исследования».
Директор Национального института
научного рецензирования
научного рецензирования
Д.В. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"
