Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 02.11.2019 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Психология и Психотехника»:
Название: «Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития»
Автор(ы): Артемьева О.А.
Рецензия на статью
"Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития"
Рецензия на статью
«Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития»
Предмет исследования – изучение динамики развития и проблем взаимоотношений исследовательской и практической психологии в СССР.
Предмет в статье раскрыт в полном объеме. Название статьи в целом отражает предмет исследования.
Методология исследования соответствует поставленным задачам и заявленной теме. Использованы 3 группы методов:
1. методы биографического и событийного анализа,
2. методы качественного и количественного анализа научных и практико-ориентированных публикаций ведущих советских психологов,
3. сленговый анализ заголовков психологических работ и официальных документов, регламентировавших организацию психологической науки и практики в прошлом веке.
В качестве эмпирического материала для анализа были использованы 3573 источника, среди которых разнообразные научные и научно-популярные материалы: монографии и диссертации, статьи, материалы конференций.. Следует отметить, что охват материалов является максимальным, следовательно, полученные данные являются репрезентативными.
С методологической точки зрения статья соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям.
Актуальность работы не вызывает сомнения. Как известно, без прошлого нет будущего. Поэтому, изучая историю психологии, мы можем избежать множества ошибок в настоящем и будущем.
Важно, что автор сосредотачивается на важнейшем вопросе – про соотношение исследовательской и практической психологии в ССР. Именно этот вопрос, вероятно, стал вехой, после осознания которой советская психология стала развиваться на уровне западной психологии, и даже опережать ее по некоторым темам.
Новизна представленной статьи прослеживается в применении комплексного подхода для освещения вопроса о динамике развития психологической науки практике в советском периоде. Важно, что результаты этого исследования формируют представление о развитии психологических исследований и психологической практики и в постсоветском пространстве.
В качестве рекомендации…автор применяет метод сленгового анализа. Можно было раскрыть его технологию в статье, что увеличило бы статус статьи по критерию «научная новизна».
Стиль, структура, содержание.
Статья четко структурирована. Открывает статью введение с обоснованием темы. Во вводной части автор раскрывает актуальность темы, ссылаясь на Выготского, Рубинштейна. Ломова апеллирует к необходимости изучения вопроса о соотношении исследований и практики в психологии.
Далее автор подробно описывает методы, примененные в исследовании.
Основная часть посвящена анализу динамики взаимодействия между исследованиями и практикой. Примечательно, что автор представляет анализ по периодам, что существенно упрощает восприятие материала и позволяет понять развитие знаний в динамике, поэтапно. Всего выделено 7 периодов – от 1971 года до 1991 года, который связан с распадом СССР. В каждом из периодов автор представляет ключевую особенность, его отличающую. Например, в первом периоде – это создание научных институтов, упор на психологию труда. А в последнем периоде – наращивание связи между наукой и практикой, утверждение регламентов и документов о психологических службах.
Статью несомненно украсили бы таблицы, графики, представляющие элементы семантического анализа. Это важно, т.к. автором использован существенный эмпирический материал, анализ которого был бы аргументированно поддержан цифрами.
Выводы содержат основные положения работы, короткие, ёмкие.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на библиографию.
Объем статьи представляется достаточным для отражения заявленной проблемы и представления результатов исследования.
Библиография вполне достойная. Представлены 26 литературных источников, среди которых монографии, материалы конференций, статьи из периодических изданий. Причем есть издания, представленные и на русском, и на английском языке. Такое существенное количество изданий однозначно уместно и соответствует историческому анализу, который положен во главу методологии стати.
Следует отметить, что список отличается высокой специализацией изданий.
Апелляция к оппонентам:
Название статьи соответствует содержанию. Основные положения работы отражают содержание заявленной темы исследования. Методология статьи соответствует научному исследованию. Статья рекомендована к публикации.
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории будет высоким. Статья представляет ценность для преподавателей по направлению «История психологии», для руководителей исследовательских работ студентов по направлению "Психология".
«Взаимоотношения исследовательской и практической психологии в СССР: периоды развития»
Предмет исследования – изучение динамики развития и проблем взаимоотношений исследовательской и практической психологии в СССР.
Предмет в статье раскрыт в полном объеме. Название статьи в целом отражает предмет исследования.
Методология исследования соответствует поставленным задачам и заявленной теме. Использованы 3 группы методов:
1. методы биографического и событийного анализа,
2. методы качественного и количественного анализа научных и практико-ориентированных публикаций ведущих советских психологов,
3. сленговый анализ заголовков психологических работ и официальных документов, регламентировавших организацию психологической науки и практики в прошлом веке.
В качестве эмпирического материала для анализа были использованы 3573 источника, среди которых разнообразные научные и научно-популярные материалы: монографии и диссертации, статьи, материалы конференций.. Следует отметить, что охват материалов является максимальным, следовательно, полученные данные являются репрезентативными.
С методологической точки зрения статья соответствует требованиям, которые предъявляются к научным публикациям.
Актуальность работы не вызывает сомнения. Как известно, без прошлого нет будущего. Поэтому, изучая историю психологии, мы можем избежать множества ошибок в настоящем и будущем.
Важно, что автор сосредотачивается на важнейшем вопросе – про соотношение исследовательской и практической психологии в ССР. Именно этот вопрос, вероятно, стал вехой, после осознания которой советская психология стала развиваться на уровне западной психологии, и даже опережать ее по некоторым темам.
Новизна представленной статьи прослеживается в применении комплексного подхода для освещения вопроса о динамике развития психологической науки практике в советском периоде. Важно, что результаты этого исследования формируют представление о развитии психологических исследований и психологической практики и в постсоветском пространстве.
В качестве рекомендации…автор применяет метод сленгового анализа. Можно было раскрыть его технологию в статье, что увеличило бы статус статьи по критерию «научная новизна».
Стиль, структура, содержание.
Статья четко структурирована. Открывает статью введение с обоснованием темы. Во вводной части автор раскрывает актуальность темы, ссылаясь на Выготского, Рубинштейна. Ломова апеллирует к необходимости изучения вопроса о соотношении исследований и практики в психологии.
Далее автор подробно описывает методы, примененные в исследовании.
Основная часть посвящена анализу динамики взаимодействия между исследованиями и практикой. Примечательно, что автор представляет анализ по периодам, что существенно упрощает восприятие материала и позволяет понять развитие знаний в динамике, поэтапно. Всего выделено 7 периодов – от 1971 года до 1991 года, который связан с распадом СССР. В каждом из периодов автор представляет ключевую особенность, его отличающую. Например, в первом периоде – это создание научных институтов, упор на психологию труда. А в последнем периоде – наращивание связи между наукой и практикой, утверждение регламентов и документов о психологических службах.
Статью несомненно украсили бы таблицы, графики, представляющие элементы семантического анализа. Это важно, т.к. автором использован существенный эмпирический материал, анализ которого был бы аргументированно поддержан цифрами.
Выводы содержат основные положения работы, короткие, ёмкие.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным статьям. По тексту статьи присутствуют ссылки на библиографию.
Объем статьи представляется достаточным для отражения заявленной проблемы и представления результатов исследования.
Библиография вполне достойная. Представлены 26 литературных источников, среди которых монографии, материалы конференций, статьи из периодических изданий. Причем есть издания, представленные и на русском, и на английском языке. Такое существенное количество изданий однозначно уместно и соответствует историческому анализу, который положен во главу методологии стати.
Следует отметить, что список отличается высокой специализацией изданий.
Апелляция к оппонентам:
Название статьи соответствует содержанию. Основные положения работы отражают содержание заявленной темы исследования. Методология статьи соответствует научному исследованию. Статья рекомендована к публикации.
Выводы, интерес читательской аудитории: интерес читательской аудитории будет высоким. Статья представляет ценность для преподавателей по направлению «История психологии», для руководителей исследовательских работ студентов по направлению "Психология".
Генеральный директор ООО «НБ-Медиа»
В.И. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"
