Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 20.09.2025 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Культура и искусство»:
Название: «Перформатийское моделирование эффектов трансцендентного в кинофильме Андрея Кончаловского «Рай»»
Автор(ы): Масленникова А.В.
Рецензия на статью
"Перформатийское моделирование эффектов трансцендентного в кинофильме Андрея Кончаловского «Рай»"
Предметом исследования в представленной для публикации в журнале «Культура и искусство» статье, как автор заявил в заголовке («Перформатийское моделирование эффектов трансцендентного в кинофильме Андрея Кончаловского “Рай”»), является один из «анти-постмодернистских векторов» (авторский термин) художественного метода А. Кончаловского в кинофильме «Рай», заключающийся в перформатийском моделировании эффектов трансцендентного. Соответственно, нарративное пространство кинофильма составляет объектную область исследования.
Автор вполне уместно прокомментировал во введении передовые подходы теоретической рефлексии современного кинодискурса, подчеркнув общее проблемное поле киноведения: медиевистики кино или Film Studies, — и выделив, на его взгляд, наиболее релевантную методологию ре-интерпретации перформатийского моделирования эффектов трансцендентного в кинофильме Андрея Кончаловского. Подойдя максимально комплексно к анализу приемов моделирования эффектов трансцендентного Кончаловским, автор подчеркивает существенную функциональную нагрузку на образ «метафизического повествователя как повествовательную инстанцию, выполняющую в диегезисе задачи Святого Петра или самого Бога, можно рассмотреть, согласно пост-постмодернистской концепции перформатизма Рауля Эшельмана, как “внешний фрейм, внешнюю рамку”, представляющую собой “авторское вмешательство на высшем повествовательном уровне”[15], или как “superior narrative agent”[16]». Сопоставляя суперпозицию метанарратива с отдельными мизансценами, символикой музыкального оформления и поэтикой фокуса кадра, автор приходит к вполне обоснованному выводу, что анализ «двойного фреймирования», отдельных сюжетных паттернов «theist plot», а также отдельных фрагментов фильма («theist narrative»), раскрывает киноповествование как «сообщение эффектов трансцендентного реципиенту кинофильма», что характеризует художественные метод режиссера как «аудивизуальное моделирование трансцендентного на уровне “superior narrative agent”». Автор подчеркивает, что «произведение эффектов трансцендентного в данном кинофильме осуществляется не только буквально, или дискурсивно, но и формально опосредованно особенностями организации киноповествования, благодаря чему тематизация метафизического, исторического или этического в данном кинофильме не может быть подвергнута деконструирующей постмодернистской иронии». Таким образом, произведённый автором анализ реализации в фильме «Рай» «перформатийской стратегии моделирования эффектов трансцендентного позволяет предложить более полную картину наличия анти-постмодернистских тенденций в данном кинофильме, а также задаёт определённый вектор для исследования других кинофильмов в рамках концепции перформатизма как одной из пост-постмодернистских культурно-философских теорий».
Предмет исследования раскрыт автором на высоком теоретическом уровне, и статья заслуживает публикации в авторитетном научном журнале.
Методология исследования основывается на принципах метанарративного анализа киноповествования, предложенных Д. Бордуэллом и К. Томсоном (“Film Art. An Introduction”) с опорой на концепции «superior narrative agent» П. Верштратена, а также «двойное фреймирование», «theist narrative» и «theist plot» Р. Эшельмана. В целом авторизованный методический комплекс релевантен решаемым научно-познавательным задачам. Полученные автором результаты заслуживают доверия.
Актуальность выбранной темы и методологического ракурса ее изучения автор поясняет нерешённость научной проблемы небуквального представления трансцендентного, затрудняющей однозначность интерпретации диегетического содержания киноповествования. Сформулированный автором тезис ориентирует исследование фильма Кончаловского с передовых позиций современного киноведения, что весьма актуально и своевременно для российского теоретического дискурса.
Научная новизна исследования, заключающаяся в авторском анализе приемов перформатийского моделирования эффектов трансцендентного в кинофильме А. Кончаловского «Рай» на основе авторизации ряда передовых концепций, заслуживаеь теоретического внимания.
Стиль текста автором выдержан исключительно научный.
Структура статьи следует логике изложения результатов научного исследования.
Библиография в достаточной мере раскрывает проблемное поле исследования.
Апелляция к оппонентам корректна, логична и вполне обоснована.
Статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство» и может быть рекомендована к публикации.
Автор вполне уместно прокомментировал во введении передовые подходы теоретической рефлексии современного кинодискурса, подчеркнув общее проблемное поле киноведения: медиевистики кино или Film Studies, — и выделив, на его взгляд, наиболее релевантную методологию ре-интерпретации перформатийского моделирования эффектов трансцендентного в кинофильме Андрея Кончаловского. Подойдя максимально комплексно к анализу приемов моделирования эффектов трансцендентного Кончаловским, автор подчеркивает существенную функциональную нагрузку на образ «метафизического повествователя как повествовательную инстанцию, выполняющую в диегезисе задачи Святого Петра или самого Бога, можно рассмотреть, согласно пост-постмодернистской концепции перформатизма Рауля Эшельмана, как “внешний фрейм, внешнюю рамку”, представляющую собой “авторское вмешательство на высшем повествовательном уровне”[15], или как “superior narrative agent”[16]». Сопоставляя суперпозицию метанарратива с отдельными мизансценами, символикой музыкального оформления и поэтикой фокуса кадра, автор приходит к вполне обоснованному выводу, что анализ «двойного фреймирования», отдельных сюжетных паттернов «theist plot», а также отдельных фрагментов фильма («theist narrative»), раскрывает киноповествование как «сообщение эффектов трансцендентного реципиенту кинофильма», что характеризует художественные метод режиссера как «аудивизуальное моделирование трансцендентного на уровне “superior narrative agent”». Автор подчеркивает, что «произведение эффектов трансцендентного в данном кинофильме осуществляется не только буквально, или дискурсивно, но и формально опосредованно особенностями организации киноповествования, благодаря чему тематизация метафизического, исторического или этического в данном кинофильме не может быть подвергнута деконструирующей постмодернистской иронии». Таким образом, произведённый автором анализ реализации в фильме «Рай» «перформатийской стратегии моделирования эффектов трансцендентного позволяет предложить более полную картину наличия анти-постмодернистских тенденций в данном кинофильме, а также задаёт определённый вектор для исследования других кинофильмов в рамках концепции перформатизма как одной из пост-постмодернистских культурно-философских теорий».
Предмет исследования раскрыт автором на высоком теоретическом уровне, и статья заслуживает публикации в авторитетном научном журнале.
Методология исследования основывается на принципах метанарративного анализа киноповествования, предложенных Д. Бордуэллом и К. Томсоном (“Film Art. An Introduction”) с опорой на концепции «superior narrative agent» П. Верштратена, а также «двойное фреймирование», «theist narrative» и «theist plot» Р. Эшельмана. В целом авторизованный методический комплекс релевантен решаемым научно-познавательным задачам. Полученные автором результаты заслуживают доверия.
Актуальность выбранной темы и методологического ракурса ее изучения автор поясняет нерешённость научной проблемы небуквального представления трансцендентного, затрудняющей однозначность интерпретации диегетического содержания киноповествования. Сформулированный автором тезис ориентирует исследование фильма Кончаловского с передовых позиций современного киноведения, что весьма актуально и своевременно для российского теоретического дискурса.
Научная новизна исследования, заключающаяся в авторском анализе приемов перформатийского моделирования эффектов трансцендентного в кинофильме А. Кончаловского «Рай» на основе авторизации ряда передовых концепций, заслуживаеь теоретического внимания.
Стиль текста автором выдержан исключительно научный.
Структура статьи следует логике изложения результатов научного исследования.
Библиография в достаточной мере раскрывает проблемное поле исследования.
Апелляция к оппонентам корректна, логична и вполне обоснована.
Статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Культура и искусство» и может быть рекомендована к публикации.
Директор Национального института
научного рецензирования
научного рецензирования
Д.В. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"
