Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 07.12.2020 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Культура и искусство»:
Название: «Печальные торжества Петра I: принципы художественного оформления и их развитие в императорском погребальном церемониале XVIII в.»
Автор(ы): Тюхменева Е.А.
Рецензия на статью
"Печальные торжества Петра I: принципы художественного оформления и их развитие в императорском погребальном церемониале XVIII в."
Знакомство с настоящим исследованием под названием «Печальные торжества Петра I: принципы художественного оформления и их развитие в императорском погребальном церемониале XVIII в.» дает все основания для того, чтобы оценить ее как актуальное исследование, посвященное изучению праздничной и церемониальной культуры российского императорского двора.
Актуальность темы исследования обусловлена особенностями современного периода истории России. В настоящих условиях серьезных преобразований, затрагивающих все стороны общественной жизни страны, наблюдается вполне закономерный процесс возрастания научного интереса к вопросам этикета, подготовки и проведения различных церемоний в Российской империи, особенно при дворе. Траурный ритуал относится к числу самых консервативных традиций. Он наименее подвержен различным нововведениям, но в то же время является отражением культурных, религиозных, политических, эстетических и этических норм, принятых конкретным обществом в определенную историческую эпоху. Ритуал, сформировавшийся в XVIII в., претерпел большие изменения в эпоху новаций Петра I. При этом, как отмечает автор, «все большее внимание специалистов привлекает «театр монаршей смерти» как одно из ярких проявлений государственного панегиризма Нового времени».
Автор данного исследования представляется квалифицированным специалистом в области отечественной истории и культуры. Текст работы автора отличается внимательным отношением к работам других авторов, тщательным изучением документов, четкой постановкой исследовательской цели, задач исследования, логичностью структуры, глубоким анализом изученного материала и обоснованностью выводов.
Представленное в исследовании тщательное выявление основных принципы траурного убранства, созданного к погребению 1725 г., и обстоятельное изучение их судьбы в императорском печальном церемониале России на протяжении XVIII столетия, широта источниковой базы и вдумчивый обзор историографии свидетельствуют о высокой научной квалификации автора.
Работа состоит и четырех параграфов, каждая из которых логично выстроена, а выводы последовательны и соответствуют поставленным задачам. В первой части автор глубоко рассматривает оформление парадного (прощальный) зала с парадной кроватью, уделяя внимание также государственной и личной императорской символике.
Вторая часть посвящена описанию устройства печального зала (Castrum doloris), обращая внимание автора на аллегорические скульптурно-живописными образы, которые, по мнению автора, «являлись наглядным проводником той ключевой идеи, которая содержалась в программах всех императорских Печальных залов как Castrum doloris: выразить общегосударственную скорбь по скончавшемуся монарху, отдав дань его личности и правлению».
В третьем параграфе автор детально рассматривает погребальную процессию.
И, наконец, в четвертом параграфе основной части работы автор знакомит читателей с траурным убранством Петропавловского собора. Как отмечается автором, «лейтмотивом траурного оформления Петропавловского собора являлось не оплакивание, а прославление монаршей персоны».
Научная новизна работы проявляется во всех параграфах. Автору удалось продемонстрировать основные принципы траурного убранства, выработанные при подготовке к погребению Петра I. Автор сумел показать, что погребальные торжества, во многом рассчитанные на чувственное восприятие, отличала особая система освещения, имевшая и смысловое звучание.
Актуальность темы исследования обусловлена особенностями современного периода истории России. В настоящих условиях серьезных преобразований, затрагивающих все стороны общественной жизни страны, наблюдается вполне закономерный процесс возрастания научного интереса к вопросам этикета, подготовки и проведения различных церемоний в Российской империи, особенно при дворе. Траурный ритуал относится к числу самых консервативных традиций. Он наименее подвержен различным нововведениям, но в то же время является отражением культурных, религиозных, политических, эстетических и этических норм, принятых конкретным обществом в определенную историческую эпоху. Ритуал, сформировавшийся в XVIII в., претерпел большие изменения в эпоху новаций Петра I. При этом, как отмечает автор, «все большее внимание специалистов привлекает «театр монаршей смерти» как одно из ярких проявлений государственного панегиризма Нового времени».
Автор данного исследования представляется квалифицированным специалистом в области отечественной истории и культуры. Текст работы автора отличается внимательным отношением к работам других авторов, тщательным изучением документов, четкой постановкой исследовательской цели, задач исследования, логичностью структуры, глубоким анализом изученного материала и обоснованностью выводов.
Представленное в исследовании тщательное выявление основных принципы траурного убранства, созданного к погребению 1725 г., и обстоятельное изучение их судьбы в императорском печальном церемониале России на протяжении XVIII столетия, широта источниковой базы и вдумчивый обзор историографии свидетельствуют о высокой научной квалификации автора.
Работа состоит и четырех параграфов, каждая из которых логично выстроена, а выводы последовательны и соответствуют поставленным задачам. В первой части автор глубоко рассматривает оформление парадного (прощальный) зала с парадной кроватью, уделяя внимание также государственной и личной императорской символике.
Вторая часть посвящена описанию устройства печального зала (Castrum doloris), обращая внимание автора на аллегорические скульптурно-живописными образы, которые, по мнению автора, «являлись наглядным проводником той ключевой идеи, которая содержалась в программах всех императорских Печальных залов как Castrum doloris: выразить общегосударственную скорбь по скончавшемуся монарху, отдав дань его личности и правлению».
В третьем параграфе автор детально рассматривает погребальную процессию.
И, наконец, в четвертом параграфе основной части работы автор знакомит читателей с траурным убранством Петропавловского собора. Как отмечается автором, «лейтмотивом траурного оформления Петропавловского собора являлось не оплакивание, а прославление монаршей персоны».
Научная новизна работы проявляется во всех параграфах. Автору удалось продемонстрировать основные принципы траурного убранства, выработанные при подготовке к погребению Петра I. Автор сумел показать, что погребальные торжества, во многом рассчитанные на чувственное восприятие, отличала особая система освещения, имевшая и смысловое звучание.
Генеральный директор ООО «НБ-Медиа»
В.И. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"
