Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 06.10.2025 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Социодинамика»:
Название: «Механизмы социальной адаптации выпускников центров помощи для детей-сирот (по материалам социологического исследования в г. Барнауле Алтайского края)»
Автор(ы): Попов Е.А., Любарская М.А., Прохоров Б.А., Черемисина М.С., Браницкая А.Л., Демишева Р.Р., Бондаренко Д.С., Кода Е.А.

Рецензия на статью
"Механизмы социальной адаптации выпускников центров помощи для детей-сирот (по материалам социологического исследования в г. Барнауле Алтайского края)"


Предметом рецензируемого исследования выступают механизмы социальной адаптации выпускников центров помощи для детей-сирот, включая психологические, социальные, финансовые и бытовые аспекты их интеграции в самостоятельную взрослую жизнь. Научная актуальность работы обусловлена растущей нестабильностью социальной системы, вызванной социально-экономическими и политическими трансформациями, которые усиливают проблемы адаптации у уязвимых групп, таких как сироты, и требуют научного внимания для предотвращения накопления латентных социальных конфликтов. Выпускники центров помощи для детей-сирот лишены семейной поддержки и сталкиваются с множественными барьерами при интеграции во взрослую жизнь, что требует изучения эффективности существующих адаптационных механизмов для предотвращения социальной маргинализации этой уязвимой группы. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по оптимизации постинтернатной поддержки, включая индивидуальные планы адаптации и расширение системы наставничества, что может улучшить эффективность государственных и негосударственных программ помощи сиротам и способствовать их успешной интеграции в общество. Исследование базируется на смешанном методологическом дизайне, сочетающем количественный метод (анкетный опрос 118 выпускников центров помощи, отобранных по квотной выборке с элементами стихийного отбора (учитывая пол, возраст, образование и год выпуска), проводимого как очно, так и онлайн через «Яндекс-формы», с обработкой данных в SPSS 22.0) и качественный метод (глубинные интервью с 13 экспертами – руководителями центров помощи, специалистами НКО, психологами и социологами региона, проведенные до достижения информационной насыщенности с применением транскрипционной технологии и кодирования). Теоретико-методологическая рамка построена на структурном функционализме для выявления компонентов социальной адаптации и системном подходе для анализа объективных и субъективных параметров адаптационных процессов. К сожалению, автор не приводит ни размер генеральной совокупности, ни доверительную вероятность, ни другие характеристики дизайна исследования, поэтому самостоятельно оценить примерную погрешность достаточно сложно. Однако навряд ли количество выпускников центров помощи для детей сирот в Алтайском крае насчитывает многие сотни тысяч и миллионы человек, поэтому выборка в 118 респондентов представляется достаточной. С той лишь поправкой, что не зная доверительный интервал, трудно однозначно оценивать значимость полученных статистических результатов. Тем не менее, полученные автором результаты имеют достаточные признаки новизны и достоверности. Прежде всего, по результатам исследования представлена комплексная типология механизмов социальной адаптации выпускников центров помощи для детей-сирот, объединяющая психологические, правовые, бытовые, финансовые и коммуникативные компоненты. Установлено, что 59% выпускников центров помощи субъективно не готовы к самостоятельной жизни на момент выпуска, при этом основными барьерами адаптации выступают правовые трудности (89% респондентов), бытовые проблемы (83%) и сложности с трудоустройством (78%), что свидетельствует о системных дефицитах в подготовке воспитанников. Кроме того, выявлено, что успешность адаптации выпускников в равной степени зависит от базовых навыков, сформированных в центре помощи (48% отметили определяющую роль занятий в учреждении), и от индивидуальных усилий по самообразованию (68% обращались к дополнительным источникам информации), что указывает на необходимость развития адаптационного потенциала, а не только передачи конкретных знаний. Наконец, доказано, что постинтернатная поддержка значимо влияет на скорость и качество адаптации (66% респондентов отметили ее положительное воздействие), однако существующие механизмы не компенсируют критические пробелы в правовой грамотности (57% не обладают этим навыком) и умении взаимодействовать с государственными структурами (95% не имеют данной компетенции). В структурном плане рецензируемая работа производит нейтральное впечатление: несмотря на отсутствие рубрикации (автору следует учесть этот момент в будущих публикациях), ее логика последовательна и отражает основные аспекты проведенного исследования. Условно в тексте можно выделить следующие разделы: - «Введение», где обосновывается актуальность изучения социальной адаптации выпускников центров помощи через анализ социально-экономической нестабильности и ограниченности адаптационных ресурсов детей-сирот по сравнению с детьми из полных семей; - «Обзор литературы», где систематизируются классические (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер) и современные (Е.В. Толкачева, М.В. Цюхай, М.В. Ростовцева) подходы к феномену социальной адаптации, а также специализированные исследования адаптации детей-сирот (М.В. Носков, Ю.А. Канкулова, А.В. Кравец); - «Теоретическая часть», где раскрывается понятие социального механизма как системы интеракций, обеспечивающих гомеостаз социума, и определяет социальную адаптацию как двойственный процесс с объективными (требования социальной системы) и субъективными (желание индивида адаптироваться) компонентами; - «Методический раздел», где описывается дизайн смешанного исследования; - «Результаты исследования», где представлены эмпирические данные о субъективной неготовности 59% выпускников к самостоятельной жизни, основных барьерах адаптации (правовые трудности – 89%, бытовые проблемы – 83%, сложности с трудоустройством – 78%) и роли подготовительных занятий в центрах помощи; - «Анализ механизмов адаптации», где детализируется функционирование конкретных механизмов (социального научения в условиях центров, постинтернатной поддержки, психологической подготовки, самообучения и профессиональной адаптации через образование и трудоустройство); - «Рекомендации», где предложены три направления совершенствования системы (разработка индивидуальных адаптационных планов с акцентом на правовую и бытовую грамотность, создание памяток-гайдов для решения типичных проблем и расширение системы наставничества на постинтернатный период. Стиль рецензируемой статьи научно-аналитический. В тексте встречается некоторое количество стилистических (например, злоупотребление некоторыми выражениями «социальная адаптация», «выпускники центров помощи для детей-сирот», «механизмы социальной адаптации», «в полной мере», «в целом», «следует отметить» и др.; или просто не очень удачные стилистические решения вроде «Новизна данного социологического исследования обусловлена следующим аспектом», «Выборочная совокупность для проведения анкетного опроса составила 118 респондентов (N=118)…»; и др.) и грамматических (например, лишние запятые в предложениях «…Ряд социально-экономических, политических и правовых трансформаций привел к определенной нестабильности в социальной системе, а это, явно затрудняет процесс социальной адаптации» и др.) погрешностей, но в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем русском языке, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает 20 наименований и в должной мере отражает состояние исследований по проблематике статьи. Хотя и могла бы быть существенно усилена за счет использования источников на иностранных языках. Апелляция к оппонентам имеет место при обзоре основных подходов к проблематике исследования. В числе безусловных достоинств рецензируемой статьи следует отметить практическую ориентированность представляемого исследования, а также эмпирическую обоснованность сделанных выводов. Автор не ограничивается теоретическими рассуждениями, а подкрепляет каждое утверждение конкретными статистическими данными (например, 62% сталкивались с множественными сложностями адаптации, 52% имели проблемы с получением жилья, 78% – с трудоустройством) и цитатами из экспертных интервью, что позволяет объективно оценить масштаб проблемы и эффективность существующих механизмов адаптации. Статья завершается конкретными, операционализируемыми рекомендациями (индивидуальные адаптационные планы, памятки-гайды, расширение системы наставничества), которые могут быть непосредственно внедрены в практику работы центров помощи Алтайского края, что выгодно отличает работу от абстрактных теоретических построений без выхода на прикладной уровень.
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью, несмотря на некоторые ее недостатки, можно квалифицировать в качестве научной работы, отвечающей основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты будут интересны для специалистов-практиков центров помощи детям-сиротам (социальных педагогов, психологов, воспитателей), сотрудников региональных органов социальной защиты, отвечающих за постинтернатное сопровождение выпускников, исследователей в области социологии детства и социальной работы, изучающих проблемы социальной адаптации уязвимых групп, для представителей НКО, занимающихся поддержкой детей-сирот и разработкой программ их интеграции в общество, а также для студентов и аспирантов перечисленных специальностей. Представленный материал соответствует тематике журнала «Социодинамика». По результатам рецензирования статья рекомендуется к публикации.


Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код