Национальный институт
научного рецензирования
Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 06.01.2021 через издательство ООО «НБ-Медиа»
в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Культура и искусство»:
Название: «Алтайский национальный театр танца «Алтам» как лаборатория практической реализации результатов научно-исследовательской работы по изучению традиционной культуры алтайцев »
Автор(ы): Шинжина А.И.
Рецензия на статью
"Алтайский национальный театр танца «Алтам» как лаборатория практической реализации результатов научно-исследовательской работы по изучению традиционной культуры алтайцев "
Представленная автором статья имеет громоздкое название, которое явно не подходит для научного издания. По общему правилу стилистики название не должно превышать 10 слов, иначе смысл его для читателя размывается и, скорее всего, потенциальный читатель не обратит внимания на такой материал.
Явным плюсом статьи следует признать ее ориентацию на особенности этнонациональной культуры, ценности которой нуждаются в сохранении и последующей передаче другим поколениям. Полагаю, что с точки зрения рассматриваемой в статье проблематики она направлена на исследование самобытной культуры, которую можно признать частью сокровищницы российской национальной культуры. В том смысле наработки автора статьи вполне могут получить поддержку, но только, разумеется, в том случае, если материал выдержан в научном стиле и отвечает специфике и логике научного исследования.
Автор статьи признает, что «весьма актуальным вопросом сегодня является изучение хореографического наследия Республики Алтай в процессе воссоздания утерянных культурных ценностей». Соглашусь в этом с данной позицией, она, действительно, заслуживает внимания. Но важно и то, что автор предложил не просто формальный подход к перечислению достоинств данного хореографического наследия, но и актуализировал применительно к нему тему философско-исторического осмысления природы национальной хореографии, а также «специфики сценических интерпретаций и взаимодействия с различными аспектами духовной культуры алтайского народа». С этой точки зрения вполне убедительно звучит одна из основных целей рецензируемого материала – дать характеристику этапов развития оригинальной алтайской хореографической культуры, а также оценить «возможность ее воплощения в современные формы академического искусства алтайцев». Такой подход имеет безусловную эвристическую значимость и предполагает, что автор может получить ценные научные результаты, в том числе и на уровне междисциплинарного исследования.
Итак, в статье рассматривается опыт деятельности театра танца «Алтам». Автор с привлечением комплексного подхода, включающего элементы различных методов, приводит результаты реконструирования традиционного алтайского танца с раскрытием его хореографического текста, драматургии, музыкальной основы, костюмного оформления и т.д. Очевидно, что в этом случае применяется не просто комплексный подход, который не всегда отвечает цели социально-гуманитарного исследования, тем более в сфере искусства, но и искусствоведческий анализ, без которого особенности танцевального искусства вряд ли могут быть выявлены и обобщены. Следовательно, в статье с использованием данного исследовательского акцента вполне могут быть представлены любопытные в научном плане результаты.
Автор вполне резонно приводит в своем материале анализ содержания ключевых понятий - «реконструирование» и «конструирование». В методологическом плане это представляется оправданным шагом, поскольку в любом случае для получения значимых выводов трактовку основных категорий или понятий проводить необходимо или крайне желательно. Это позволяет уловить единую линию исследования и избежать сложностей в восприятии содержания статьи для читателей.
Логика научного поиска в данном направлении соответствует поставленным в статье исследовательским задачам. Вполне закономерно, что автор предпринимает попытку оценить возможности использования часто встречающегося способа сценической постановки фольклорных (так же, как и исторических) танцев – «использование стилистических особенностей хореографического первоисточника в сочетании с сочинёнными автором движениями». В конечном итоге определяется и основной рефрен статьи – фольклорная проблематика алтайского национального танца.
Очень важно, что автор свой анализ начал не с перечисления заслуг театра «Алтам», а именно с выявления сущностных черт алтайского танца, которые, конечно же, апеллируют к народному творчеству и в целом к ценностям народной культуры.
Тем не менее уделяется в статье внимание и созданию хореографических проектов, которые имеют идею, сюжет, композиционное решение, лексику, характер создаваемого образа, костюм и музыку, которая создавала тон и окраску танцу. Кроме того, затрагивается в материале и образная природа танца. Все это в совокупности дает убедительные результаты и отвечает логике научного поиска в обозначенном направлении. Так, например, автор делает на основе данного анализа промежуточный вывод о том, что «обращение к традиционной культуре, духовности народа приводит к созданию оригинальных хореографических произведений искусства», а далее для подтверждения этого положения уже обращается к собственно специфике алтайского танца.
Я полагаю, что это ценный опыт такого рода исследований – это не просто констатация необходимости пристального внимания к этнонациональным особенностям народной культуры, но и оценка реального вклада в сохранение таких особенностей творческими коллективами, школами, направлениями и т.д. В конечном счете возникает потребность заботиться о родном искусстве и его ценностях. Думаю, что именно в этом заключается главный смысл предложенной на рецензирование работы.
Выводы соответствуют в полной мере логике исследования, а используемые источники позволили сделать верные обобщения.
В целом полученные результаты состоятельны, не вызывают принципиальных возражений, ценность материала высокая, но, полагаю, что автору нужно поработать с названием, чтобы закрепить возможный успех материала у потенциальных читателей.
Явным плюсом статьи следует признать ее ориентацию на особенности этнонациональной культуры, ценности которой нуждаются в сохранении и последующей передаче другим поколениям. Полагаю, что с точки зрения рассматриваемой в статье проблематики она направлена на исследование самобытной культуры, которую можно признать частью сокровищницы российской национальной культуры. В том смысле наработки автора статьи вполне могут получить поддержку, но только, разумеется, в том случае, если материал выдержан в научном стиле и отвечает специфике и логике научного исследования.
Автор статьи признает, что «весьма актуальным вопросом сегодня является изучение хореографического наследия Республики Алтай в процессе воссоздания утерянных культурных ценностей». Соглашусь в этом с данной позицией, она, действительно, заслуживает внимания. Но важно и то, что автор предложил не просто формальный подход к перечислению достоинств данного хореографического наследия, но и актуализировал применительно к нему тему философско-исторического осмысления природы национальной хореографии, а также «специфики сценических интерпретаций и взаимодействия с различными аспектами духовной культуры алтайского народа». С этой точки зрения вполне убедительно звучит одна из основных целей рецензируемого материала – дать характеристику этапов развития оригинальной алтайской хореографической культуры, а также оценить «возможность ее воплощения в современные формы академического искусства алтайцев». Такой подход имеет безусловную эвристическую значимость и предполагает, что автор может получить ценные научные результаты, в том числе и на уровне междисциплинарного исследования.
Итак, в статье рассматривается опыт деятельности театра танца «Алтам». Автор с привлечением комплексного подхода, включающего элементы различных методов, приводит результаты реконструирования традиционного алтайского танца с раскрытием его хореографического текста, драматургии, музыкальной основы, костюмного оформления и т.д. Очевидно, что в этом случае применяется не просто комплексный подход, который не всегда отвечает цели социально-гуманитарного исследования, тем более в сфере искусства, но и искусствоведческий анализ, без которого особенности танцевального искусства вряд ли могут быть выявлены и обобщены. Следовательно, в статье с использованием данного исследовательского акцента вполне могут быть представлены любопытные в научном плане результаты.
Автор вполне резонно приводит в своем материале анализ содержания ключевых понятий - «реконструирование» и «конструирование». В методологическом плане это представляется оправданным шагом, поскольку в любом случае для получения значимых выводов трактовку основных категорий или понятий проводить необходимо или крайне желательно. Это позволяет уловить единую линию исследования и избежать сложностей в восприятии содержания статьи для читателей.
Логика научного поиска в данном направлении соответствует поставленным в статье исследовательским задачам. Вполне закономерно, что автор предпринимает попытку оценить возможности использования часто встречающегося способа сценической постановки фольклорных (так же, как и исторических) танцев – «использование стилистических особенностей хореографического первоисточника в сочетании с сочинёнными автором движениями». В конечном итоге определяется и основной рефрен статьи – фольклорная проблематика алтайского национального танца.
Очень важно, что автор свой анализ начал не с перечисления заслуг театра «Алтам», а именно с выявления сущностных черт алтайского танца, которые, конечно же, апеллируют к народному творчеству и в целом к ценностям народной культуры.
Тем не менее уделяется в статье внимание и созданию хореографических проектов, которые имеют идею, сюжет, композиционное решение, лексику, характер создаваемого образа, костюм и музыку, которая создавала тон и окраску танцу. Кроме того, затрагивается в материале и образная природа танца. Все это в совокупности дает убедительные результаты и отвечает логике научного поиска в обозначенном направлении. Так, например, автор делает на основе данного анализа промежуточный вывод о том, что «обращение к традиционной культуре, духовности народа приводит к созданию оригинальных хореографических произведений искусства», а далее для подтверждения этого положения уже обращается к собственно специфике алтайского танца.
Я полагаю, что это ценный опыт такого рода исследований – это не просто констатация необходимости пристального внимания к этнонациональным особенностям народной культуры, но и оценка реального вклада в сохранение таких особенностей творческими коллективами, школами, направлениями и т.д. В конечном счете возникает потребность заботиться о родном искусстве и его ценностях. Думаю, что именно в этом заключается главный смысл предложенной на рецензирование работы.
Выводы соответствуют в полной мере логике исследования, а используемые источники позволили сделать верные обобщения.
В целом полученные результаты состоятельны, не вызывают принципиальных возражений, ценность материала высокая, но, полагаю, что автору нужно поработать с названием, чтобы закрепить возможный успех материала у потенциальных читателей.
Директор Национального института
научного рецензирования
научного рецензирования
Д.В. Даниленко
QR код для проверки
подлинности рецензии
ИНН: 7728603783
|
КПП: 772501001
|
ОГРН: 1067760827474
|
Адрес: 115114, Москва, Павелецкая наб. 6А, оф. 211
|
НИНР отд. ООО "НБ-Медиа"
