Логотип



Логотип

Национальный институт
научного рецензирования


Настоящим заверяем, что нижеследующая статья направлена на рецензирование в Национальный институт научного рецензирования 22.07.2023 через издательство ООО «НБ-Медиа» в рамках процесса рассмотрения возможности публикации статьи в журнале «Философия и культура»:
Название: «Игра в прятки. Драматургические механизмы в «Чайке» Чехова »
Автор(ы): Горбачев И.Н.

Рецензия на статью
"Игра в прятки. Драматургические механизмы в «Чайке» Чехова "


Предмет исследования выражен автором в сложносоставном заголовке статьи («Игра в прятки. Драматургические механизмы в “Чайке” Чехова»). Автор предлагает и хорошо обосновывает собственную концепцию («игра в прядки») раскрытия драматургических механизмов в пьесах А. П. Чехова на примере анализа одного из известнейших его произведений — пьесы в четырёх действиях «Чайка». Статья, таким образом, носит теоретический характер, хотя и построена на основе детального анализа эмпирического материала.
Сильной стороной предложенного авторского метода является опора на задекларированный самим А. П. Чеховым прием редукции эпистолярного жанра, который автором мастерски эксплицирован в область анализа драматургических механизмов «Чайки». Предложенная концепция, таким образом, существенно расширяет существующие научные представления о ценности вклада А. П. Чехова в развитие драматургии. Автор с легкостью оппонирует устоявшимся стереотипам критики и интерпретации пьес Чехова, вскрывает достойное теоретического внимания «спрятанное» драматургом содержание исторического нарратива, по-новому раскрывающее динамику фабулы и действия пьесы.
Таким образом, предмет исследования, а вернее было бы его поименовать предметом авторской теоретической саморефлексии (опытная проверка концепции «игры в прядки»), мастерски автором раскрыт на высочайшем теоретическом уровне. Предложенный автором подход блестяще аргументирован и заслуживает внимания коллег.
Методология исследования опирается на плодотворный синтез взаимодополняющих в данном конкретном случае философско-эстетического, компаративистского, междисциплинарного подходов, обеспеченных как совокупностью общенаучных методов (типология, сравнение, анализ, синтез и проч.), так и узкоспециальным искусствоведческим методом действенного анализа драматургических произведений. Метафорически отнеся предлагаемую им аналитическую концепцию к разряду вивисекции (методу, который никогда прежде не применялся к драмам Антона Павловича, несмотря на всю очевидность его продуктивности), автор дает понять читателю, что концепция «игры в прядки» пополняет современные деконструктивистские методики, позволяющие актуализировать ускользающее автохтонное содержание художественных достижений прошлого, запыленное и затертое отжившими свой век стереотипами критики и идеологически ангажированными искусствоведческими теоретическими моделями интерпретации художественного содержания.
Актуальность раскрытой автором темы чрезвычайно остра ввиду активного поиска российскими интеллектуалами новых теоретических методик осмысления достижений русской художественной культуры.
Научная новизна полученных автором результатов не вызывает сомнений.
Стиль автором выдержан строго научный, хотя отличается уместным использованием художественных выразительных средств (метафоры, сравнения, графические иллюстрации). Отдельные огрехи технического характера редактор журнала может устранить без ущерба авторскому тексту: 1) описка в слове «стандартных» в предложении «Это одна из стандартаных форм наказания за подобные провинности»; 2) повтор нескольких абзацев заключительного раздела.
Структура представленной статьи (за исключением отмеченного технического повтора части текста) полностью соответствует логике изложения результатов научного исследования.
Библиография хорошо отражает проблемную область, оформлена в соответствии редакционным требованиям.
Апелляция к оппонентам хорошо аргументирована, полностью корректна и уместна.
Статья, безусловно, вызовет живой интерес читательской аудитории журнала «Философия и культура», поэтому рекомендуется рецензентом к публикации.


Директор Национального института
научного рецензирования
Подпись
Д.В. Даниленко

QR код для проверки
подлинности рецензии

QR-код